Журналист Марина Фрунзе
Как рождаются песни? С какими подводными камнями сталкиваются молодые группы? Какова цена успеха? Об этом рассказывают музыканты группы «Art2Act» Арсения Статлер и Александр Адамчик.
— Друзья, как рождаются ваши песни? Кто пишет тексты? Кто — музыку?
Арсения Статлер: Наши песни на русском языке — это, например, результат коллаборации со знаменитым поэтом Николаем Асеевым. Песня «Я не могу без тебя жить», где куплеты принадлежат Асееву, а воздушный припев сочинил Александр Адамчик. Слова к песням «Ночной блюз», «Весь этот джазз», «Будда, Иисус, Аллах», «Санкт-Петербургский блюз» написал мой папа, специально для нас.
В остальном же, музыка и слова наших творений принадлежат автору-исполнителю Александру. Есть подаренные нам стихи хороших знакомых. В общем, в ход идут все источники вдохновения. Мы порой входим в состояние творческого потока и песни обретают очертания завершенных композиций — на репетициях. В медитативном музыкальном трансе рождаются наши баллады о жизни и о любви.
Александр Адамчик: Небольшая ремарка: песни рождаются по-разному, какие-то — просто и быстро, вот как-то легло и сразу понравилось. Какие-то — долго. Некоторые — только после нескольких исполнений на концертах обретают какую-то завершенность. А некоторые — так и не доходят до публики. Это непредсказуемо… Коктейль из сиюминутного настроения, исполнительского мастерства, вдохновения, жизненного опыта, вкусовых предпочтений и бог знает, чего еще.
Кстати, Бог-то знает, что это за «искра», которая иногда залетает, а иногда и нет. Поэтому на этот вопрос лучше всего ответил бы Он, как третий участник нашего коллектива.
— Почему вы занимаетесь именно альтернативной музыкой? Или вы ее иначе величаете?
Арсения Статлер: Мы не даем себе определений. Хотя, конечно, нас просят описать творчество, поэтому мы углубляемся и ограничиваемся жанровыми представлениями. Такими как блюз, джаз, баллада, рок, поп, рокопопс. Мы за самовыражение чувств через мелодичность. И, да, если хотите, мы — альтернатива музыки «на продажу». Мы не работаем, мы творим: самовыражаемся, высказываемся.
Александр Адамчик: Я бы сказал, что мы — не про музыку, мы — про атмосферу. Мы, особенно на концертах, создаем теплую, открытую атмосферу. И, мне кажется, у нас получается заставить людей открыться себе, миру, они попадают в то состояние, в котором приятно и комфортно находиться. Мне понравилось, как сказали ребята из группы «Окуджав»: «Есть ноты, а между нотами есть пространство, вот это пространство — и есть наша музыка». Очень емко и точно про нас, по крайней мере, про то, как я это ощущаю. И еще, по ходу, придумал слоган: «А2 — слушай сердцем».
— Представляете ли вы свою жизнь без музыки?
Арсения Статлер: Я пою с первых дней жизни, не представляю себя без звучания музыки в наушниках, в колонках — дома или в машине. Для меня не бывает фоновой музыки, я постоянно прислушиваюсь к тому, какие звуки издают люди, машины, деревья, провода, что у кого звучит в плеере. Я пою всегда и везде.
Моя самая любимая игра — это взятое из головы слово и возникающая на его счет музыкальная ассоциация или строчка из песни. Art2Act — с нами музыка.
Александр Адамчик: Мне кажется, на эту тему я все сказал в своей песне «Не важно». Там в припеве такие строчки:
И уже получен ответ, и уже не важен вопрос,
Что могу я отдать, чтобы петь? Все, кроме звезд«.
Можете послушать, она есть «В контакте» на моей странице.
— Когда вы поняли, что музыка — это ваше все?
Арсения Статлер: Это встроенное знание, с которым я родилась. Даже если бы я не решилась на выступления перед публикой, я все равно бы что-то наигрывала, сочиняла, пропевала.
Александр Адамчик: Если продолжить говорить цитатами, то у Земфиры есть строчка: «Жить в твоей голове и любить тебя нечаянно, неосознанно» — это точно про меня и про музыку. Кто в чьей голове, я думаю, это тема для диссертаций психологов. Когда это началось, не знаю, думаю — это было всегда.
— Когда родилась ваша группа?
Арсения Статлер: Впервые мы встретились с Сашей в феврале 2015 года, нас познакомил наш общий друг и очень хороший коуч Илья Рудник. Я прислала Александру парочку студийных композиций, и он сразу же откликнулся на предложение встретится и обсудить возможность со-творения музыки. Мы немного поспорили на предмет того, достаточно ли нам нас самих — гитара и голос only. Но после пары репетиций и записанных треков сомнения ушли. Гармония в малом, все сложное просто.
Александр Адамчик: Говорят, что мужчины и женщины, по-разному помнят памятные даты. Думаю, это правда. По моей версии, это было начало лета 2014. Хотя это и не важно. В остальном, все было именно так.
— У вас были и сольные проекты? Расскажите о них…
Арсения Статлер: Я знаю, что мы с Сашей долго шли друг другу навстречу — он играет с армии, прошел большой музыкальный путь с коллективами и сольными выступлениями. Я пою с детства: сначала это был хор в музыкальной школе, затем мюзикл и выступления соло, в квартете и квинтете в Америке.
Со знакомыми из музыкальной школы мы создали рок-группу Animus Curdis, затем было два года деятельности коллектива Fake (электроклэш), полгода сольной работы под минусовки в ресторане Салхино на Вознесенском и долгожданная встреча с Сашей.
Александр Адамчик: Честно скажу, сейчас мне не очень интересно прошлое. Потому что я стараюсь на каждом жизненном витке делать что-то новое, отличное от всего, что делал раньше. Это не кокетство, сейчас я действительно не вспомню всех коллективов, с которыми как-то сотрудничал. Я думаю, их точно больше десяти.
Могу сказать, что все началось в школе, в 1984 году. Названия не так важны, так как все эти коллективы не оставили своего следа в публичном медиа-пространстве. В 90-ые я по-касательной задел несколько известных музыкальных проектов. Я пробовался гитаристом в группу «Телевизор». Был проект с клавишником группы «Сплин», когда-то играл в группе на барабанах, где нам подыгрывал клавишник группы «Пикник». Но это все мимолетные проекты, из которых, как я думаю, к счастью, ничего не получилось. У каждого своя дорога.
Из более или менее долгосрочных, был проект Lime, с которым мы активно выступали во второй половине 90-х. Мы играли такой сложный загрузочный грандж. Но все это в прошлом, сейчас мне интереснее говорить про будущее.
— Что на данном этапе является для Вас самым сложным? Самым приятным?
Арсения Статлер: Самым сложным по трудозатратам является организация выступлений: найти клуб, договориться о дате, придумать афишу, согласовать афишу и создать группу/встречу, пропиарить мероприятие, сделать рассылки с приглашениями. Параллельно договариваться о фотосъемках, корпоративах, держать в голове идею со съемкой видеоклипа. Нам с Сашей не всегда удается нормально порепетировать — нет времени на полноценные трехчасовые регулярные репетиции. То командировки, отпуск и семейные обязательства, то вдруг заболеешь… Но когда репетиции наконец происходят, когда концерт получается и постоянная публика остается вдохновленной и довольной или вдруг получаешь похвалу от нового слушателя — на душе тепло. Нам нужен менеджер/пиарщик, которому близко наше музыкальное настроение.
Александр Адамчик: Для меня самое сложное — это находить источники энергии, которые позволяют тебе находиться в состоянии драйва и живого интереса к тому, что ты делаешь. А самое приятное — это находиться в состоянии драйва и живого интереса к тому, что ты делаешь. Ну, а когда ты в этом состоянии, то и клубы сами на тебя выходят и афиши делаются быстро и легко, и песни рождаются хорошие.
— С какими подводными камнями могут столкнуться молодые группы? И как их обойти?
Арсения Статлер: С мифами о том, что трудно добиться известности, организовать концерт, поучаствовать в конкурсе. Терпение и труд, желание пробовать, протаптывать свой собственный путь и не терять оптимизм — вот составляющие ежедневной работы над собой. Art2Act: жизнь — это движение.
Александр Адамчик: Я буду банальным. Самые большие трудности в отсутствии понимания, зачем тебе все это. Как только оно приходит, все остальное выстраивается вокруг этого, как по мановению волшебной палочки. Если тебе нужна слава — вокруг тебя появятся люди, которые эту славу тебе обеспечат. Если деньги — то появятся деньги. Если ты хочешь нести свои идеи в массы — они там будут. Но магии здесь нет. Здесь есть два простых, казалось бы, условия. Первое: тебе надо глубоко разобраться в себе и искренне ответить на вопрос — Зачем? Второе: найти ответ на вопрос «А что ты готов сделать ради ответа на этот вопрос?»
Если мы посмотрим на все истории большого успеха, во-первых, это всегда путь, а во-вторых, это всегда плата чем-то. Одиночеством, здоровьем, жизнью, годами упорного труда и так далее. Как понять, туда ли ты идешь, если не хочется или не знаешь, как разбираться с собой и отвечать на разные глупые вопросы. Индикатор простой — если то, что ты делаешь, тебе нравиться и тебе не тяжело это делать, значит, ты на правильном пути.
— Приходилось ли вам в творческой деятельности переступать через свои принципы?
Арсения Статлер: Слава Богу, мы творим, а не зарабатываем, у нас есть возможность высказываться через свои выступления, никто нас не заставляет что-то делать/петь/транслировать или, наоборот, умалчивать.
Александр Адамчик: Я думаю, все в наших руках. Соглашусь с Арсенией, мы не создаем себе таких ситуаций, где нужно переступать через свой принципы. Надеюсь, и не создадим.
— Говорят, что в жизни нужно попробовать все. Есть ли вещи, которые вы никогда не попробуете?
Арсения Статлер: Я думаю, этот вопрос не относится к музыке. В музыке можно пробовать все, в ней нет границ.
Александр Адамчик: Для меня это вопрос про осознанность. Пробовать можно все, только осознанно, понимая, зачем и для чего это тебе. Я думаю, все знают, что есть «твое» и «не твое». Задача — научиться с легкостью и без сожаления обходить «не твое» и тратить силы только на «твое». Иногда это понимаешь сразу, а иногда, чтобы понять надо попробовать.
— Ваша заветная творческая мечта?
Арсения Статлер: «Олимпийский» — русский минимум, тур по миру — максимум.
Александр Адамчик: Почему бы и нет? От себя добавлю: продолжать создавать то, что мы любим.
— А что вы желаете своим слушателям?
Арсения Статлер: Мы за свободную любовь, за peace love unity.
Александр Адамчик: Присутствуйте в своей жизни. Любите ее, и она вам ответит тем же.