Можно ли рассматривать технику исполнения в отрыве от содержания работы? Как отразить Звучание музыки? Что именно стоит считать творческим достижением? «Как закаляется сталь», когда выставки закрываются, а авторов и организаторов «курирует» КГБ? Об этом и многом другом рассказывает художник Алексей Дадашев.
— Алексей, расскажите о своем призвании. Когда Вы ощутили себя художником? Как начинали свой путь?
— Истоки художника — время, место, люди, история… Ощутил себя художником Сразу! При рождении шелушилась кожа и бабушка целый месяц смазывала тело льняным маслом, которое является связующим масляных красок. Тело запомнило… И теперь запах художественных красок, как запах Шанели № 5. До школы в магазине зачарованно вдыхал и смотрел на три коробки — красный, синий, желтый — других цветов тогда в продаже не было (эти цвета и повторяются в моих работах — три основных цвета, смешением которых можно получить остальные цвета).
Родился я в Баку (город ветров), где в пригороде Атешгях находится комплекс Зороастрийцев с семью священными огнями. (Главный постулат Зороастра: благая мысль — благое слово — благое дело — был законом для всех, и царя, и всего народа). Это земля хранила могилу НОЯ, того библейского… Рядом тысячелетние петроглифы в Кобыстанской степи. Поэтому появилась работа «Храм огнепоклонников » (х. м. 50×40, 2013 г.), представленная на выставке «Древний огонь» в музее Анны Ахматовой.
Влияние генов… Дед Цеховский — главный архитектор Баку, проектировал и строил ЦУМ и железнодорожный Сабунцинский вокзал, был в дружбе с С. М. Кировым. Отец — военно-морской офицер Дадашев А. А. в детстве рисовал маслом, занимал призовые места на конкурсах. В возрасте трех-четырех лет, по воспоминаниям, я плакал навзрыд, требуя кисть и краски, увидев работу маляра. Кисть не дали…
Сменил четыре школы в Баку, Владивостоке… В Ленинграде учился в школах № 3 и № 5 (бывшая гимназия К. Мая, где учились многие художники Мир-искусники и все Рерихи). В пионерском лагере во Владивостоке наконец отвел душу, рисуя события в стенгазету, за что премировался фото у знамени.
— Где учились профессии? Кто повлиял на формирование вашего вкуса и стиля?
— В школе рисовал самостоятельно, времени было мало — ходил в бассейн и в музыкальную школу по фортепиано, пять лет. Когда решил поступать на архитектуру, шесть месяцев проходил подготовительные курсы рисунка у преподавателя С. И. Мануйлова.
Поступил 1972 году и закончил в 1978… На архитектуре преподавали рисунок отлично — занятия в Эрмитаже, акварельная практика в Пскове, факультатив — наброски обнаженной натуры. Летом во время учебы выезжал в Крым, где делал этюды маслом «Крымский цикл». На архитектуре преподавали Татьяна Славина, Лазарь Моисеевич Хидекель, на кафедре рисунка и живописи преподавал известный ленинградский график В. И. Сердюков, зав. кафедрой П. В. Арешев.
Первый масляный натюрморт в 1976 году, первый пленэр в 1975 году — «Яхты на Крестовском»… 1976 год — «Газо-Невские» выставки ленинградского андеграунда. Знакомство с Андреем Геннадиевым…
С 1978 по 1990 в архитектурной мастерской Ленинградского отделения ГИПРОНИИ АН СССР — проекты и художественные выставки и десять иллюстраций к роману Чингиза Айтматова «ПЛАХА». 1986 году выставил их в мастерской…
А коренной переход в свободного художника произошел в 1991 году — развал СССР и первая выставка в Ленэкспо «art exibition» 10-26 мая 1991, Гавань — первый каталог из более тридцати сегодняшних работ…
— Кто из признанных мастеров до сих пор волнует ваше воображение?
— Я сделал три копии с Модильяни — можно сказать, увлекался, изучал, много читал о нем.
Заканчивал школу в бывшей гимназии К. Мая, где учились Рерихи (ему посвящена моя работа «кОлОкОл«х. м.110×90,2009) — пакт Рериха. Но по духу, по новаторству близок Казимир Малевич. С ним иногда веду визуальный диалог в своих картинах.
На архитектурном факультете, где я учился, преподавал Лазарь Хидекель — соратник Малевича. Отсюда работа «Энергия Веры» (Ответ Малевичу) х. м.2002г и «ЗапеАЮ с Малевичем» и «В мастерской Малевича» (Акт Творения) х. м. паста 100×100,2016г
— Представьте нам, пожалуйста, несколько своих работ и расскажите о тех чувствах, которые вы передаете через них.
— Из трехсот работ, наверное, можно выделить «прорывного» характера работ пятнадцать-двадцать.
К примеру, к одной из своих первых персональных выставок «Отражение Смоленки» я готовился около пяти лет, и вот через этот срок проработки и родилось полотно «Катарсис» х. м.120×100,2010г
Передача чувств — это просто и приземленно… В работе «Катарсис» визуализировалось парение духа, и зритель с развитым сознанием это видит, а обыватель проходит мимо, ничего не заметив…
— В каком качестве вы обычно посещаете выставки — участник, организатор, зритель? Расскажите о самых интересных выставках.
— Тут я выпадаю из обычного формата… Выставки я посещаю и как зритель, и как участник, и как организатор — куратор выставочного проекта. Как зритель — в день бываю до пяти выставок, и в год набираются сотни… Прошедших просмотров — тысячи!
Запомнилась одна из первых эпохальных выставок в ДК «Невский» ленинградского Андеграунда в 1976 году и знакомство с участником этой выставки графиком Андреем Геннадиевым и сегодняшнее общение с заслуженным художником Виктором Пермяковым, тоже тогда участвовавшим в выставке.
Участвовал в ста двадцати коллективных выставках и провел семнадцать персональных.
А к вопросу «как закалялась сталь» и процессу внутренней эмиграции — это та известная запрещенная выставка у Петропавловской крепости, где стояли три художника, как апостолы, с прижатой к груди картиной, к которым я подошел с вопросом: «Выставка будет?!» Ответ был такой: «Всех организаторов КГБ по домашним адресам заблокировала…» У моста стояла цепь оцепления милиции и три черных «воронка» наготове — для поездки в психбольницу. Ночью перебравшись на лодке через Неву, художники вывели на стене метровыми буквами надпись, обращенную к «белому дому», лозунг декабристов «СВОБОДУ НЕ ЗАДУШИТЬ». Где-то вырезка в архиве прессы хранится…
Поэтому из резервации я вышел только, когда принял участие в одной из первых перестроечных выставок в «Ленэкспо» 10-26 мая 1991 года «art exhibition», организованной «Ариадной» с работой «Отсюда — и в вечность» б. а. 80Х60, 1981 г., посвященной Сергею Есенину (убитому… в «Англетере» НКВД-ГПУ)
— Как преобразовывался ваш талант со временем? Какие изменения произошли на холстах?
— Все замыкается на систему апробированных искусствоведческих координат о художнике… В каком жанре работы? Если только пейзаж — то пейзажист. А когда я ставлю экспериментальную задачу по созданию образа, то жанр может быть любым, а техника исполнения подчиняется замыслу, идее. Хотя по колористике есть уклон в фовизм (открытый цвет, что академисты не воспринимают).
В последнее время, с 2010 года стал использовать рельеф и пасту, к примеру: работа «СуперЛуние» 40×60, 2011г (применен контрельеф).
Вообще-то, рассматривать технику исполнения в отрыве от содержания работы в моем случае — это разговор ни о чем… Без прочтения романа Леонида Андреева «Красный смех», работа «Красный смех» будет не понята…
Даже боди-арт я выполнял, день солнечного затмения и фазы полнолуния — поэтому изображение на теле отражало орбиты планет и символизировало триединство: земля — человек -вселенная. Следуя своей теории «РЕЗОНАНСА».
Академическая живопись обычно статична… Как отразить Звучание музыки? Вот и родилось полотно «Хочу перемен» (посвященное В. Цою) и фактурная вибрация.
Этот разбор творчества можно вести долго, поэтому лучше выделить главное — это экспериментальный поиск новых форм выразительности, новой эстетики и отражения нерва сегодняшнего времени. Кто-то ведь должен заглянуть за горизонт в Будущее.
В Будущее. май 2016 год.
Только через десять лет я узнал, что геометрически изобразил Слово (просматривая книгу по дизайну) и лет пять искал подтверждения в других книгах. Художник-символист, значит…
— Что вдохновляет вас созидать? Вспомните то самое яркое, что было в жизни, что побудило вас писать с особенной любовью…
— Рассмотрим заданный вопрос в формате объяснения, заложенного авторского подтекста, в двух работах, которые можно выделить как «этапные» и значимые. «СуперГиперМегаполис ХХI века» и «Идущие вместе — врозь не ходят». По стилю они решены в супрематизме, а по технике — бумажный коллаж и предметный коллаж. В первом тема градостроительной политики страны, а во втором тема общественной политики — было такое молодежное объединение «Идущие вместе»… Коллаж из частей часов, собранных в эстетическую композицию, а по содержанию — сломано колесико и часы встали, как и в обществе — стоит что-то испортить и наступает сбой всей системы и кризис.
А «Мегаполис ХХI века» — это шесть лет обучения архитектуре, двенадцать лет проектирования (к примеру, комплекс ста зданий в районе Шувалово — все головные институты Академии Наук, плюс жилье для научных сотрудников, плюс озеро с парком и планировкой в четырех координатах — градостроительный, коммуникационный, строительный и планировочный… И вся эта работа в мусорное ведро — в перестройку. Если бы этот коллаж- супрематический был просто на белом листе, то была бы только отдельная эстетическая форма, а здесь карта СПб-Москва (дорога 600 км — 2 часа езды по монорельсовой дороге) в масштабе 1 сантиметр — 6 километров, посередине Бологое — 1 час еды между городами.
Оптимальный город не должен превышать 1 миллион жителей — знает каждый студент. Если больше, то расходы возрастают в геометрической прогрессии. За тридцать лет сколько новых городов построено в России?! Растут два мегаполиса в стране и многочасовые транспортные пробки и тупики с автостоянками…
Вот такая картинка, напечатанная мной в каталоге АРТИНДЕКСА за свои деньги и ноль реакции… Наверное, осознание непрофессионализма в решении градостроительства страны и побудило написать эту работу «с особой любовью» — фраза из вопроса. «Особую любовь» вызвал и роман «Плаха» Чингиза Айтматова, к которому я нарисовал десять иллюстраций в 1981 году и только через двадцать лет… вручил автору.
— Вы прислушиваетесь к мнению зрителей? Какими эмоциями они делятся с вами?
— Нужно учитывать, что уровни мнений бывают разные: профессионально выверенные и глубокие — это присутствует далеко не у каждого искусствоведа. Зрительские оценки более общие — нравится или не нравится. Зрители не любят оставлять мнения в книгах отзывов. Но мнения важны для обратной связи, она поддерживают созданный образ.
Из пятнадцати персональных выставок я лишь однажды приглашал дежурить искусствоведа. Результат — 60% отзывов зрителей. И это именно благодаря объяснению представленных работ искусствоведом. Со зрителями нужно работать, нужно их приглашать. Приятно, конечно, когда зритель приходит сам, без приглашений, да еще на несколько выставок подряд и оставляет такую запись: «Ваши работы — это всегда положительные эмоции, это размышления о нашем непростом времени, это глубокий смысл. Бесконечно благодарна Вам за выставку, за удовольствие соприкоснуться с незабываемо прекрасным!» Людмила Алексеевна. Да, такая оценка придает силы для творчества.
— Вы хотели бы что-то передать людям через творчество, может, как-то изменить общество?
— В моем творчестве легко можно проследить мироощущение и мировоззрение. Интеллектуальный поиск проблематики перемен Времени — это удел одиночек, обычно не понятых.
В развитом гражданском обществе искусство значимо, а в обществе, «увязшем в неразрешимых проблемах», искусство находится на задворках, а массами востребовано то, что развлекает, ублажает и отвлекает от проблем. Поэтому, если говорить об изменениях в обществе, сегодняшнее искусство лет через сто только будет понято и оценено. Ведь даже ближайшие события в оценках слишком искажены. В ХХ-ХХI веках искусство превращается в коммерческий продукт, со сломанной системой критериев оценки.
— Расскажите о своей заветной мечте, связанной с искусством.
— Надо быть реалистом… На Луну полетят другие. Масштаб задач — дом-район-город-страна-Земля. Позиционируюсь, как василеостровский художник (6 выставок на ВО). Организовывал «Василеостровский Монмартр», курирую выставки и акции, участвую в разных мероприятиях района. На уровне города действую в «Санкт-Петербургском обществе коллекционеров». На уровне страны — пять лет продвигал идею профессионального Дня художника. В январе 2014 года 11 съезд художников России проголосовал за 16 апреля. «Всероссийский день художника » три года отмечают в СХ СПб, но официально документ еще не утвержден на государственном уровне. И тут выясняется, как решаются простые вопросы в государстве…
Коллектив художников ТОХ «Ступени» и Творческая группа «10» — выставочные проекты. Мечта, как у художника-реалиста, приземленная — издать каталог своих работ.
А о Земле — работы «ВсеМИРный потоп» и «Международная космическая станция».
Все познается в сравнении. И пример государственного развития современного искусства в Китае поучителен для России. Развитие современного искусства в России отдано на откуп частному бизнесу, заинтересованному в получении дохода, и поэтому взявшего направление на прозападную «коммерциализацию искусства». Возьмем Культурную столицу за тридцать лет — Общегородской большой площадки для проведения смотров Современного российского искусства в городе не создано — деньги идут на позиционирование отдельных художниках на западных биеннале, по западным лекалам и направленных на западного зрителя. Попытки развития выставок в ЛЕНЭКСПО ложатся на плечи самих художников. Платить двести тысяч рублей за 2- 4 дневное участие в ЭКСПОФОРУМЕ у художников нет возможности, а у городских властей нет желания этот процесс финансировать — хотя можно посчитать сколько тратится средств на «украшение флажками и постерами социальной рекламы». Вот и получается, что в СПб сами художники были спонсорами проекта АРТИНДЕКСА с 2003 по 2008 годы. А сегодня галерея «ДеДис» организует уже третью ярмарку художников в ЛЕНЭКСПО на коммерческой основе.
Очень Конкретная и Общезначимая моя мечта — организация в культурной столице ежегодного смотра-конкурса для всех художников города и России «БИЕННАЛЕ-2017 в ЭКСПОФОРУМЕ» и лозунг просматривается «Экспериментальная революция в Искусстве». Хотя воплощение коллективной идеи в реальность упирается в «человеческий фактор»…
— Ваш рекорд по количеству выставок?
— По количеству выставок у меня был рекорд два года подряд — по двадцать выставок в год, но это слишком напряженно.
— Какими проектами вы увлечены сейчас?
— 27 апреля 2016 года, как куратор, «замутил» очередной кураторский проект «Ассоциация Абстракционистов» — собрать и организовать художников сегодня большая проблема. Я организовывал более десяти выставок и мероприятий «Василеостровский Манмартр», «День Художника» в ЦПКиО, выставка «Новая Голландия» и так далее.
В 2016 году прошли две мои персональные выставки. К выставке был сделан буклет «Остров Искусств» (№ 16 август) — 100 адресов искусства на Васильевском острове и «EXPERIMENTATION» (№17 октябрь-ноябрь) — 22 новые работы 2016 г., модуль 50х50, которые можно собирать в разные композиции.
Еще мною была придумана интеллектуальная «ИГРА в ХУДОЖНИКА», которую кабельное ТВ, приехав ко мне на выставку «Остров Искусств», испугалась освещать. Пока играю в нее один. А на выставке я играю со зрителями!
— Расскажите о своих художественных достижениях… Что именно вы считаете достижениями?
— Продвинутый художник критичен к своему творчеству и видит недочеты в работах, но способен выделить и свои удачные, прорывные работы (это можно отнести к достижениям). И к достижениям можно отнести новаторские работы — часто художника помнят по одной-трем работам…
Я художник, выросший из индивидуалиста в область общественного кураторства. Кураторская работа — работа более высокая, энергетически и организационно затратная. Тут сам художник все придумывает, затем организационно проводит, тут материализация и осуществление Проекта и есть та награда, которая греет сердце.
В детской галерее «На Васильевском» участвовали и дети и художники ТОХ «Ступени» — проект «День Кандинского» (абстрактная акварель), а потом там же «Салют Победы» и акция «Салют Победы», организация городского пленера художников к 300-летию «Императорский сад Петра Великого», правда коллективной выставки не получилось (как намечалось), но персональную провел в галерее «Форум» на 6 Линии.
— Есть ли чужая картина, глядя на которую сожалеете, что не вы ее автор?
— Поскольку меня интересует новаторство и эксперимент, то вся остальная история искусства — это всего лишь пища для размышления и анализа, что абсолютно исключает формат слепого копирования.
Если говорить об основном направлении моего творчества, то коротко это можно выразить как «Петербургский интеллектуализм» — термин направления, придуманный мной и вводимый в оборот, в противовес «московскому концептуализму», который мне не нравится. Характерна в интеллектуальном визуальном кодировании последняя работа «Американская почтовая марка за 1 доллар», которую я даже сопроводил ауди-звучанием.
— Ваши пожелания человечеству?
— Сегодня, когда спутник вышел за пределы солнечной системы и человечество, не удосужившись решить земные проблемы, уже строит планы по колонизации Луны и Марса, перед человечеством стоит сакраментальный вопрос выживания на Земле, без решения которого случится неизбежное уничтожения себя и планеты в целом. Этот вопрос остается без концептуального решения и звучит так: «Какова цель развития и существования человеческой цивилизации?!»
По существу, сегодняшняя доминирующая система развития — это тотальная форма насилия в различных формах. А художественный манифест я написал для себя и для Творческого объединения художников «Ступени», где два года пытался как куратор объединить художников в коллектив.