Баянист, дирижер, педагог, творец, всецело отданный искусству — это Наталья Трофимова. В ней нежно переплетаются разные роли, её работоспособность, собранность и целеустремленность восхищают, её терпение и любовь вдохновляют других.
— Почему в Вас родилось желание играть именно на баяне?
— Желание возникло не сразу. С годами, когда стал приходить успех от концертных и конкурсных выступлений, то есть когда музыка стала активно входить в мою жизнь — тогда возникла и любовь к инструменту. Мое желание играть на баяне было всегда усиленное. Потому как этот инструмент обладает множеством достоинств. Все интонации и градации звуковой материи доступны ему. Ты выражаешь себя через этот инструмент. Любой музыкой всех жанров и стилей.
— Учеба в музыкальной школе — это Ваше стремление?
— Обучаться в музыкальной школе было желанием моей мамы. Она хотела, чтобы у дочки был развит эстетический вкус. В детстве мне хотелось играть на фортепиано. Наверное, как и всем девочкам. Но наша семья не могла позволить себе купить рояль, а в доме был баян и гармошка, доставшиеся от деда, а затем от старшего брата. У меня не было выбора. Но теперь-то я радуюсь, что судьба подарила мне именно занятия на баяне.
— Почему?
— У баянистов довольно широкий охват владения музыкальными инструментами. Фортепиано, аккордеон, домры, балалайки. Связано это с широкой программой обучения в музыкальных учебных заведениях. Что касается аккордеона, то этот инструмент является «родственником» баяна, различие лишь в конструкции правой клавиатуры (она фортепианная), но техника игры, репертуар абсолютно тождественны. Поэтому не научиться играть на аккордеоне совсем несложно, если владеешь баяном и фортепиано.
— Также Вы и дирижер? Расскажите о своем музыкальном начале.
— Дирижирование вошло в мою жизнь, когда я обучалась в музыкальном училище в городе Тольятти. Тогда состоялся мой первый дирижерский конкурс в городе Астрахани, где я вошла в ряды победителей. Тогда и почувствовала вкус к новой для меня музыкальной деятельности. Работать с оркестром мне доставляло огромное удовольствие.
— Благодаря чему дирижирование захватило Вас?
— Благодаря возможности изучать природу народных инструментов, находить общий язык с музыкантами оркестра, представлять им свое видение музыки. В результате все это оказались для меня не менее важными, чем исполнительство на баяне. Передо мной оказались десятки инструментов, которые должны были зазвучать благодаря казалось бы простым взмахам рук. Оказалось все не так просто. «Дирижирование — дело темное», — говорил когда-то Н. Римский-Корсаков. Тайны этой профессии меня привлекли, и, далее, обучаясь в ВУЗе, я еще более углубилась в дирижирование. Хотелось разобраться, получить собственный опыт этого ремесла, познать музыку еще через одну деятельность. Работа с оркестрами «Метелица» и «Скоморохи», студенческими оркестрами, а так же мои выездные концерты с оркестром в г. Тольятти, способствовали тому, что дирижирование стало не менее значимым в моей жизни.
— Это история. А настоящее?
— Сейчас я дирижирую недавно созданным в школе № 8 «Музыка» детским оркестром народных инструментов. У нас намечается интересная творческая жизнь. Мы стали участниками постановки детской оперы русского композитора Ц. Кюи «Снежный богатырь».
Примерно с 1914 года эта музыка не звучала в городе. Нам показалось важным возродить ее вновь. Помимо оперы нас ждет новый репертуар, который будет интересен и нам, и слушателям.
— Помимо сольного творчества, Вы являетесь педагогом и руководителем ансамбля аккордеонов?
— Да, с 2012 года я преподаю в Школе № 8 «Музыка», где и организовался ансамбль аккордеонистов. Все мои ученики-аккордеонисты играют в этом ансамбле. Так же у нас задействованы такие инструменты, как бас-гитара, фортепиано и ударные инструменты. В комплексе эти инструменты очень сочетаемы. Так же сами ребята получают удовольствие от совместного музицирования.
— Почему, на Ваш взгляд, так важно приобщение детей к миру музыки?
— «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец». Эти слова принадлежат великому Л. Бетховену. Если немного поменять направление его мысли, то смысл будет в том, что музыка способна сделать человека лучше. Именно музыка пробуждает в человеке самое то человечное, что порой дремлет в каждом из нас. Я, конечно, говорю о классической музыке. Ее гармонии настолько сильны, что способны формировать сознание, влиять на ум и интеллект человека. Есть такая наука под названием «музыкотерапия». Ученые пришли к выводу, что музыка способна даже вылечить человека от различных заболеваний. Еще в древней Греции очень серьезно относились к занятиям музыкой. Аристотель: «…музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Конечно, ведь музыка находится в большей связи с нравственными поступками!
— А в чем причины долговечности баянно-аккордеонной музыки?
— Наши инструменты и наша музыка всегда будут востребованы. Потому что наши инструменты возникли в народной среде. Мы поем песни, которые сотворил народ. Истинное звучание этих песен способны воссоздать только народные инструменты.
А вообще, трудно сказать, что мы давно существуем. Первый баян был изготовлен в начале 20 века. В отличие от скрипки и фортепиано, мы еще совсем молоды, и постоянно находимся в развитии.
— Не кажется ли Вам, что сейчас такая музыка незаслуженно забыта? Или, по крайней мере, не занимает почетное место?
— Ее безвестность связана с определенной политикой в России. Засилье иных программ отодвигает наше искусство, мягко говоря, на второй план. Во Франции очень сильно развито искусство игры на аккордеонах. Там играют буквально все на этом инструменте. Востребованность баянно-аккордеонной музыки чрезвычайно высока. Ни одно мероприятие не обходится без аккордеона. В каждой семье есть этот инструмент.
В Китае очень сильный интерес к баяну. Молодые ребята приезжают учиться в Россию, чтобы овладеть совершенством игры на инструменте. Да и Европа активно заботится о музыкальном воспитании детей, и о том, что звучит по радио и телевидению.
— Но ведь у нас не всегда была такая политика относительно этого инструмента?
— Да, в советское время у нас шла сильная пропаганда музыкального искусства. В Домах Культуры звучали оркестры и ансамбли народных инструментов. Баян и баянистов мы слышали в передаче «Играй, гармонь». Но сейчас все куда-то ушло. «Ох, времена, о нравы!..»…
— Лучше ли положение баянно-аккордеонной музыки в Санкт-Петербурге?
— Отрадно, что в Петербурге есть два фестиваля баянно-аккордеонной музыки. Заслуженные мэтры музыкального исполнительства А. Дмитриев и В. Дукальтетенко пропагандируют наш инструмент в лице различных музыкантов на баяне-аккордеоне со всего мира.
В музыкальные школы наборы на аккордеон и баян недостаточно сильные. Но высшие учебные заведения не пустуют, потому как учиться в культурную столицу приезжают ребята со всей России.
— Вернемся к деткам. С какого возраста можно начинать играть? Ведь это довольно объемные и тяжелые инструменты.
— Ну, если вундеркинд, как, например, Моцарт, то с 3-4 лет. При условии, что у него пальчики готовы общаться с инструментом, он физически не слаб, и есть какое-то знакомство с музыкой. Сейчас созданы такие инструменты, которые легки по весу, и которые предназначены для детей любого возраста. Фабрика «Акко» в Воронеже изготавливает инструменты для детей «Малыш», «Юниор»; в Италии инструменты так же конструируются, так скажем, на любой вкус и для любого возраста.
А вообще, сначала нужны подготовительные занятия, которые до школы еще позволят ребенку немного развить его музыкальные способности. А при поступлении в школу, уже с 6-7 лет можно приступать к серьезным занятиям на наших непростых инструментах.
— Какой совет Вы чаще всего даете своим ученикам?
— «Совершенство игры — плод усердия, может быть достигнуто всяким, кто серьезно и с чистым сердцем работает». (И. С. Бах).
— А какой, может быть, самый важный урок, Вы получили от них?
— Справедливость, беспредельное терпение, всегда вера, всегда надежда. Одним словом— любовь. Уроки с детьми дают понять, что любовь должна быть в основе всего. Человеческие способности безграничны, если есть любовь. «Существует правило трех „н“: Нет ничего невозможного».
— У ребят из Вашего ансамбля также проходят концерты, где вход свободный. А как можно узнавать о предстоящих мероприятиях?
— Через личную страницу ВКонтакте. А вообще заказать мое выступление или выступление ансамбля можно по телефону 8 911 287 91 90.
— А когда будет ближайший концерт или выступление Вашего ансамбля?
— 21 марта в 15 часов в концертном зале ГБОУ СОШ «Музыка» (Малая Бухарестская, д.5) состоится выступление как ансамбля аккордеонистов, так и оркестра народных инструментов. Ждем всех! Вход свободный!
— Как думаете, в чем секрет побед Вашего молодого ансамбля, которому всего два года?
— На самом деле, все невероятно просто. Нужно много трудиться. «Стремиться к невозможному, чтобы достигнуть максимума»!