Мой хороший друг начал втюхивать мне Партизан, когда мы только познакомились, в 2019 году. Сначала я увидела в «Небе над Чевенгуром» заумный роцк, но уже на следующую ночь я прислушалась, в сознании нечто щёлкнуло. С тех пор первой ряд и первое прослушивание я делю с самыми преданными олдами ЭП.
Всё плохо, всё хуже — так можно было горько резюмировать 1 января 2020, 2021 и 2022 года. Страшное время, главное не остаться в одиночестве. Вадим Курылёв, Андрей Воронов, Дмитрий Горелов и Владимир Стрелов, Владимир Носырев, Анастасия Мурзич и вся большая команда ЭП и есть такие товарищи.
Добро пожаловать на консилиум. Пациент: Время. Забывая о Времени мы вспоминаем о Мире.
Солнечный ветер
Дешёвки гарцуют на костях здравого смысла своим народным артистизмом. Черти дают концерты про себя и про царского идола.
Свиньи не обратят внимание на бисер, какими бы искусными ни были метатели. Однако слово Партизана — это закон, который нельзя отменить. Это солнечный ветер!
Я не думаю, что Готэму нужен герой, но ему точно нужно люди, для которых герой ЭП — это ролевая модель, это лучший друг, это загадочный незнакомец, трезвый собутыльник, старший товарищ, притягательный подонок и самый красивый белый ворон.
Когда настоящее ужасно, а будущее черноснежно, партизаны культуры обращаются к воспоминаниям, воспоминаниям о мире.
Воспоминания о мире
На этапном альбоме «Небо над Чевенгуром» ЭП уже фантазировали на тему памяти о прошлом, но точечно и в рамках своей антипрофессии. Песня «Дети забытых героев» была рефлексией про ушедшую вместе с рок-героями эпоху.
Тогда время старело, сейчас – время в агонии. Сейчас Вадим Курылёв, тонко чувствующий лирик, поет в заглавной self-titled песне нового альбома «Воспоминания о мире»: «Так поверь же в печаль мою…» На вымерших частотах Радио «Черное Зеркало» можно называть все футажи выдумкой, но исключительное кощунство — не верить в боль людей, не желающих умываться кровью.
И даже если пацифистким мечтам электрического партизана на данном таймлайне не суждено сбыться, он смог вынести себе и культуре аудиальный приговор: крутейшую рок-звукопись, мастерскую песню — «Воспоминая о мире»!
Последний поезд в Нюрнберг
Вадим Курылёв много лет исправно пел о мире, «давал миру шанс». Мир же сегодня даёт человечеству всё меньше и меньше шансов…
Почему же космополит, свободно владеющий английским, решил взяться за перевод Пита Сигера?.. А не Джона Леннона, например? Чем так важен для него именно «Последний поезд в Нюрнберг»?
Нюрнбергский процесс, он же первый в мире суд за преступления против человечности — это культовое историческое событие. Но не о нем идет речь в легендарной песне. Возможно, песня — ответ на вопрос: «Кто виноват?»
И в оригинале, и в адаптации иносказательность отсутствует. Потому что — все однозначно… Цвета без оттенков.
Министр обороны, президент, депутаты и их «коленьки», идейные стрелки, строгие воеводы, гуру геополитики и ответственные налогоплательщики — все виновны?..
Эта песня посвящена всем тем, кто развязывает войны на земле. И тем, кто несет за это ответственность. Даже не помышляя об этом.
День померк. А истина проста…
Не мы такие
Электропартизаны на протяжении всего творческого странствия сочетают несочетаемое — интеллигентность и маргинальность, высокий слог и сленг нижнего интернета. Философский троп «Всю ночь сочинял сто второй коан» стоит рядом с грустным вздохом из Одноклассников: «Выложил в сеть, сказали — баян». Возможно, именно поэтому песня «Не мы такие» (фраза звучит по-пацански, так можно предположить!) запала в душу широкому слушателю? «Не мы такие» лидирует в рейтингах прослушиваний на всех площадках!
Конечно, дело не в «простонародности» названия песни. Дело в «народности» общей беды… На войне нулевыми и первыми умирают простые пацаны из условной республики Бурятия. А умные романтики и бунтари от культуры пишут истории смерти и жизни — в стихах, обрученных с яркой мелодией. Обращают внимание на «заржавевшие цветы», по совместительству иранские беспилотники. Задаются горькими вопросами: «Чтобы наступил мир для нас, скольких нужно убить сейчас?» Они мыслят масштабно, не секундно, как трёхколесная машина пропаганды, они констатируют: «Ни века без войн».
Электропартизаны чутко прислушиваются к новому времени, они слышат всепоглощающую ложь. Электропартизаны мечтают о прекращении кровопролития, но каждый день видят кровь. Не они такие, война такая.
Война — это мир
Говорят, «1984» — самая известная книга нового времени. Дэвид Боуи на альбоме «Diamond Dogs», Radiohead на «2+2=5», Адаптация, да, на «Оруэлл»… Музыканты, чувствительные, талантливые, описывая эпоху и становясь эпохой, часто ссылались на «1984». Электропартизаны пополнили этот пул на своём новом лонгплэе «Воспоминания о мире».
По сюжету книги, власть, желая завязать народу язык, ввела свой собственный – новояз. Большой Брат, двоемыслие, полиция мыслей, мыслепреступление. Подкреплялось всё это лозунгами-оксюморонами: «Свобода – это рабство», «Вода — это жажда» и, наконец, «Война — это мир».
Подкованный обыватель назовет обращение к «1984» «попсой» и «общим местом». Если бы речь шла о тиражных «протестных» командах, то в этом определенно была бы доля правды. Однако, к ЭП это неприменимо. Тема сломанной государственной машины поднималась в дискографии группы неоднократно. От «Анархономики» до вестника Партизан новой формации «Неба над Чевенгуром». Не зря слушатели приняли литературную основу пластинки как трагическую антиутопию.
Недавно Вадиму Курылёву, лидеру Электропартизан, задали «тематический» вопрос в интервью: «Что ощущает человек, осознавая, что антиутопия больше не вымысел, а реальность?» Вадим ответил: «Крутой исторический поворот сильно меняет контекст всего, что мы делаем…»
Контекст изменился. Но гуманизм и вера в свободу, в здравый смысл живут в песнях ЭП. Война — это мир?.. Нет. Послушайте песню! Послушайте новый альбом!
Солдатики смерти
Солдатики — это подкроватное богатство или презираемое детсадовским полководцем игрушечное ничтожество?.. Солдатик ведь неспроста оловянный. Солдатик есть пуля для убийства девства и чистоты в человеке, для убийства улыбчивого ребенка, невинной девушки и мудрого старца. Их всех убьют…
Тот, кто играл в детстве в солдатиков, повзрослел.
Я… Как убить букву Я?.. Я не знаю, но диктатор, выросший из своих шортиков, теперь играет в головоломные шахматы, ломает хребты и судьбы, убивает миллиарды комбинаций, рвёт цепи ДНК и всю идентичность человечества.
Ребёнок, в силу своего мироосознания, надеется за что-то уцепиться, но его разрушенный фундамент вскоре умножится на ноль, это не вызывает сомнений. Так отсутствует сомнения и у солдатиков смерти.
Солдатики слепы.
В сальных извилинах игрока закончился процесс мысли, и он выносит приговор всегда виновным овцам, всегда готовым идти на убой. Бездарная мясорубка крутит и крутит свою «шарманку», часы идут, стрелки отсчитывают минуты до смерти… Игрок — ходят. Солдатики — идут…
Телерелигия
Пиши на стенах: «TV no more». Телепродюсер сам распорядится твоим временем. Расчеловечивающая пропаганда умственной неполноценности есть телевидение.
Рябящий диктаторский аквариум уже высмеивался Партизанами в песне «Эвтаназия»: «Выключай телевизор — включай фантазию». Однако сейчас людям не до смеха и анархистский лирик это чувствует. И вместо полемики терминологий он даёт точечный и простейший аргумент, что сына кинет любая из родин: «В агонии культа кнопку пульта ищешь в темноте, но кнопку нажмут и ты уже не узнаешь, кто — эти или те».
Ядерное облако обжигает роговицу быстрее, чем открываются глаза.
Фарисеи давно превратили религию в способ управления массами и освящения орудий убийств. Оттого параллель между телевидением и ортодоксальной верой в смерть является такой точной.
Когда настанет час икс…
Человек из будущего
Запрещено использовать в речи не новояз, запрещено носить женщинам брюки, а мужчинам — юбки, запрещено косо смотреть на агитплакаты, запрещено втыкать ножи в газеты и делиться мороженым. Что только воспаленное сознание диктатуры не додумается запретить!
Однако в будущем из песни ЭП «Человек из будущего» запрещен лишь материалистический конструкт — Время.
Быть художником сегодня — это, пусть не комфорт, но и не Лефортово. Вадим Курылёв иронично комментирует потерю диктаторской девственности в строчках: «Бредущие тюремным коридором, вставляем песни в скважины замков». Выходит, песни Партизан есть ключ к сердцам слыщащих и отмычка к сердцам слушающих.
«Уходя петь в подземный переход», Вадим Курылёв будто закольцовывает песню о Менестреле из собственного прошлого.
Судороги века, назад бегущего…
И, наконец, важные для ЭП мотивы Гражданской Обороны ставят точку, в мире, где всё прошло не по плану.
Если Европа замёрзнет, то перестанет загнивать?.. Бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке, бесплатный газ — лишь в газовой камере.
Бесплатный газ
Я вижу в метафоре «держась рукой за небо» миф об Атлантах. Те были вынуждены держать на своих плечах небосвод, и только они отпустят — земля схлопнется.
Вадим Курылёв же вынужден называть объятиями тиски идеологии, пока они ломают кости игроков из маленький кабинетов.
Партизан поясняет, что газ для Вечного огня теперь будет подаваться бесплатно. Какое великое достижение!
Песня «Бесплатный газ» о состояние общества. И состояние это весьма и весьма плачевно. Слезы, подступающие к глазам — лейтмотив и альбома, и этого трека, и пейзажа за треснувшим стеклом окна.
Но слезы освобождают душу. Газ точит слёзы, Вадим Курылёв точит искры электричества…
Значит, настанут лучшие времена?.. Да, время станет лучше.
Не скоро
Либералы спрашивают: «Куда?», патриоты спрашивают: «Кого?». Нормальные люди спрашивают: «Когда?» (Когда же все поймут?) Электропартизаны им отвечают: «** *«.
Один из главных синглов ЭП двадцать второго попал и на альбом «Воспоминания о мире». Это не шифр Цезаря и не ненависть к определённому виду рыб. Это грустная констатация: «Не скоро». На земле не скоро наступит мир.
Отличие песни от реальности: трек за пару месяцев пересвели и сделали лучше, а вот время стало хуже. Пророчество аудионаркотического характера сбывается, но Песен становится больше. Вадим Курылёв поёт, несмотря на эзоп в умах людей, а политики гнут свою линию, несмотря на соль в глазах матерей.
В эндинге альбома Вадим Курылёв вопрошает: хочет ли демос сидеть по уши в святом освящении машин смерти? Он предлагает запасаться крупами и болью от очередного пробития непробиваемого дна. Он указывает на парадокс консервов. Консервированная еда имеет срок годности, но по факту с голодухи можно есть и заветренное.
Когда проиграет и телевизор, и холодильник — непобеждённым останется погреб. Мы все погребены… Но кто-то видит цели, а кто-то нет.
Цель Партизана: мир и джаз.
Лиза Азарина