Журналист Ирина Егошина
В клубе «Космонавт» 12 марта отгремел музыкальный фестиваль «Весна покажет…». Организатором стал лидер рок-группы «НЭП» — Сергей Паращук. Он собрал молодых перспективных музыкантов под одной крышей с «монстрами» рока.
Одна за другой группы выходили на сцену, «воспламеняя» сердцах зрителей и заставляя их буквально вопить от восторга и всенаполняющей энергии. «9G», «KELIA», «Электропартизаны» и «НЭП» подарили нам незабываемые эмоции (и даже цветы представительницам прекрасного пола, весна все-таки). Фестиваль проходил в дружеской атмосфере, создавалось впечатление будто на концерте «все свои да наши».
С одним из «бывалых» представителей мира рок-музыки, Вадимом Курылевым, удалось пообщаться и нам.
— Вадим, как настроение?
— Настроение нормальное, в рабочем режиме. Сегодня ночью улетаем в Казахстан, где мы будем играть в составе группы «Адаптация».
— Как вам удается совмещать сразу несколько амплуа? «Электропартизаны», «Разные люди», «Адаптация»… Удается ли отдавать себя полностью в каждом коллективе?
— Конечно, это не всегда легко. Поскольку мы андеграундные независимые музыканты, мы все друг другу помогаем. У нас есть дружественный круг, все «Партизаны» играют в разных группах, по отдельности, но кроме этого есть две группы, где мы практически целым составом «пересекаемся». Но по большому счету, я все же являюсь вокалистом и автором песен в «Электропартизанах».
— Вы лидер группы?
— Я не люблю это слово, но можно и так сказать. В других группах, в частности, в «Адаптации» я являюсь соло-гитаристом. Это несколько другое амплуа. В каком-то смысле, это проще, в каком-то — сложнее. Проще потому, что мне там почти не надо петь, только играть. А сложнее, потому что приходится играть не свое, не свою музыку, а песни другого автора… Но это тоже интересно! Для меня, как для музыканта, это идеальное состояние, когда я могу проявлять себя как автор-исполнитель своих песен, а также участвовать в хороших группах как инструменталист.
— Выходит, по натуре вы не одиночка, как многие творческие люди?
— Рок-музыка — это жанр «неодиночный». Например, крайняя степень одиночества художника определяется тем, что ему практически никто не нужен для процесса. Потом ему, конечно, понадобятся галерейщики, но сам творческий процесс основывается только на нем самом. В музыке все не так. В рок-музыке, в частности. Это коллективное творчество. В любом случае, ты зависишь и от музыкантов, с которыми играешь, и от техников, которые делают звук, и от менеджеров, которые организуют концерты и фестивали. Получается, здесь невозможно быть одиночкой.
— Давайте поговорим об «Электропартизанах». Как появилось название вашей группы?
— Истоки этого названия теряются в глубинах истории. «Партизаны» — потому что мы считаем себя партизанами культуры. Мы андеграундщики, независимые музыканты. Мы сами по себе, мы не имеем отношения к шоу-бизнесу. Мы такой свободный партизанский отряд! А «электрические» — потому что мы играем достаточно громкую рок-музыку, и все у нас связано с электричеством, с усилением звука. Без электричества никак!
— Многие говорят, что «Электропартизаны» воплощают на сцене главный посыл рока — бунт. Против чего вы выступаете?
— В этом мире есть много причин для протеста. В разные периоды нашего творчества мы обращаемся к разным социальным проблемам. Наш протест не только против войн и классовой несправедливости в обществе. Мы также протестуем против обывательщины, ханжества, коммерциализации искусства и, так скажем, отупения масс. У нас много песен, на первый взгляд, совершенно непротестного содержания, а философского, метафизического. Но при этом они вполне могут оставаться песнями протеста.
— Планируется ли некий мастер-класс на фестивале? Можно ли научить исполнению музыки «от души»?
— Лично я никого ничему учить не собираюсь. Я надеюсь быть кому-то интересным, может, в чем-то даже примером, но чтобы учить… Я, как инструменталист, никогда не даю мастер-классы. Этот фестиваль задуман, как поддержка молодых рок-групп — группами постарше. Нужно дать молодежи возможность сыграть вместе с нами на хорошем звуке, в крутом концертном зале. Для них это важно, это может пробудить в них вдохновение для дальнейшего музыкального развития.
— Вы уже успели с кем-то пообщаться из молодых рок-групп?
— Нет, лично я не общался. Но, мне кажется, что эти группы достаточно прогрессивны и достойны. Если они не утратят интерес к рок-музицированию, то они принесут много пользы для мировой рок-культуры. Вообще, для некоммерческой, независимой рок-музыки времена сейчас не самые лучшие, поэтому многие обламываются от бесконечных сложностей, перестают этим заниматься. Как правило, наиболее талантливые люди оказываются наименее приспособленными к циничной конкурентной борьбе. Поэтому именно настоящие таланты обламываются больше других. А представители «невзыскательной» рок-музыки, наоборот, существуют долгие годы, занимая места на фестивалях и привлекая внимание слушателей. У публики от этого портится вкус, и она хорошую музыку уже никак не воспринимает. В наших же интересах, чтобы в рок-музыку приходили наиболее интересные творческие личности и оставались в ней.
— Вы считаете себя талантливым человеком?
— Это относительное понятие. Безусловно, какие-то таланты у меня есть. Но насколько объективно я могу об этом судить?.. Если бы я считал, что у меня нет таланта, я бы давно уже этим не занимался. У меня нет крупномасштабного тщеславия, никогда не было и уже вряд ли будет. Соприкосновения со «звездными» периодами я в своей жизни уже проходил и имею от этого достаточно хорошую «прививку». Наша музыка не очень совместима с таким полуслепым звездным тщеславием. А то, насколько я богат талантами, — вопрос не ко мне. Это могут сказать те, кто понимают нашу музыку и ценят ее.
— Вы задумывались когда-либо об альтернативном варианте развития событий? Если не музыка, то что?
— Да, задумывался. Если взять только музыку, то даже в этом направлении миллионы вариантов того, как могла бы сложиться моя творческая судьба и жизнь в целом. То есть, если я и задумываюсь о том, как могло бы быть, то это все равно находится внутри музыкального контекста. Иначе я не вижу смысла. Я просто ничего больше не умею делать. Я мог бы заниматься разной музыкой. Например, в жизни мне довелось играть и джаз, и народную музыку, и панк-рок, и арт-рок, и авторскую песню, и что угодно…
— Что, в вашем понимании, настоящее искусство?
— Это то, что художник, в широком смысле слова, создает не ради признания или получения материальной выгоды, а то, что он создает для улучшения мира. Когда он верит в то, что его творчество помогает мировой гармонии настроиться правильно. Конечно, еще должен быть соблюден некоторый уровень мастерства. Многие люди считают, что они крутые художники, просто их никто не понимает. Меня, например, как уже взрослого, опытного музыканта, часто приглашают в жюри всяких конкурсов, молодежных фестивалей, чего я очень не люблю. Я всегда отказываюсь от такого, потому что считаю, что не вправе судить никого, тем более молодого автора и исполнителя. Во-первых, я могу не понять его замысел… И как я должен выставлять ему оценку? Это совершенно несправедливо. Во-вторых, я помню себя молодым. Чтобы я стал выступать перед каким-то жюри?! Перед какими-то престарелыми «знатоками»?! Да зачем мне это надо! Кто они такие? Они ничего не понимают! Я молодой, я сейчас делаю музыку, я делаю жизнь, так зачем мне нужны оценки от каких-то ветеранов? Это все настолько относительно…
— Кто ваш главный вдохновитель в плане сочинения текстов и музыки?
— Конкретной личности нет. Главное — жажда творчества. Это, конечно, как наркотик, в хорошем смысле. Ты на это подсаживаешься, и слезть с этого очень трудно, особенно когда у тебя уже есть какие-то результаты. Я избежал зависимости наркотической, алкогольной да и не курю уже много лет… Этих зависимостей у меня нет, но зависимость от творчества — да. Она помогает творить и создавать позитивную энергию. Моя «путеводная звезда» — это уверенность в том, что я делаю мир лучше с помощью своего творчества. Как бы высокопарно это не звучало, но это правда.