Алексей Брындин

Интервью

Алексей Брындин. Находить время для безумия

Жизнь свободного художника это безделье или каждодневный труд без выходных? Что ценнее в человеке: слова и поступки, или мечты и желания? Ироничный Алексей Брындин выпускает свой новый альбом, альбом лёгкого настроения, и продолжает погружаться в глубины философского мировосприятия.

— Алексей, поздравляем! Альбом — мечта! Можешь сказать, что доволен результатом?

— Благодарю. Я, наверное, принадлежу к той категории людей, которые никогда не бывают абсолютно довольны или наоборот категорически не довольны. У всего есть хорошие стороны и плохие. Однако, альбом — это определённый срез со времени, с настроения, с физического состояния и т. д. В какой-то момент его нужно отпустить иначе рискуешь раствориться в нём окончательно. Я отпустил. Настроение передать получилось, музыкальные ходы реализованы, так что теперь всё в руках слушателей. Если моя ирония и позитив помогут людям улыбаться в эти осенне-зимние дни, тогда я буду доволен.

— Где и с кем записывал? Как долго?

— Как и свой акустический альбом, этот я записывал под дружеским руководством Егора Убеля. Партии ударных сыграны Константином Смирновым из группы The TEL. Гитары, клавиши и бас Егор записывал сам. Духовые инструменты — Андрей Веселов и Ефим Шлыков. Скрипку — Елена Бобрякова. Мужские бэк-вокалы — Станислав Спасский, Антон Запалов и Денис Солодягин. Женские — Маргарита Гарченко и Екатерина Подосёнова. Дуэт в песне «Так кайфово» мне составила моя подруга Карина Зенкина, а русские народные распевки исполняли Ольга Кузнецова, Анастасия Коробицына, Анна Жаворонкова и Анна Чижевская. Записывали мы всё это примерно год на Studio Jahboon.

— Это альбом ремейков, по большому счету?

— Не думаю... Конечно, есть в нём и песни, которым по 5-7 лет, но я включил к ним ещё и две новые композиции, которым примерно год было на тот момент, когда мы начали работу в студии.

Мне просто хотелось после акустического альбома, который получился, как и задумывалось, весьма философским и лирическим, немного дать аудитории отдохнуть. В этой работе по моему замыслу главное было — настроение. Знаешь, такое, ироническое. Мне нравится играть словами так, что иногда незатейливый слушатель считает, что автор за какие-то вещи «за», хотя на самом деле он «против». Собственно, по такому принципу и были подобраны песни.

— Почему решил дать песням новую жизнь?

— Что касается моего решения дать старым песням новую жизнь, то тут всё просто — я не был доволен их прежним звучанием. На данный момент же меня всё устраивает, и я уже во всю смотрю вперёд.

— Давай пройдемся по альбому... Все ли песни для тебя одинаково дороги?

— Безусловно! Для меня как для автора, каждая песня — это особенное настроение, индивидуальная ситуация в жизни, специфические мысли и состояние.

— «Джаз». Часто ли у тебя слова расходятся с делами?

— К сожалению, все мы не без греха. Хотелось бы соответствовать своим же собственным идеалам, но в жизни бывает всякое. Могу сказать только, что я стараюсь, чтобы мои слова не расходились с делом. Получается не всегда, особенно если учитывать присущие творческой натуре необдуманные порывы.

— Говорят, что мысли важнее слов и дел. Согласен?

— Недавно посмотрел потрясающий фильм 1992 года «Чаплин» с Робертом Дауни-младшим в главной роли. Так вот в нём известный всему миру комик как раз говорит, что в нашем мире принято оценивать людей по их словам и поступкам, а не по мечтам и желаниям. Я с ним согласен. Такова реальность. Однако, куда лучше узнаешь человека, как раз тогда, когда он делится с тобой своими мыслями. Так что всё зависит от твоего отношения к этому человеку. Если это твой друг, твой близкий, тогда для понимания его самого, конечно, очень важны его мысли и чувства, но если это кто-то малознакомый, тогда все мы судим о нём по его поступкам.

— Играть свой джаз — значит, идти своим путем?

— Да. В данном контексте я имел в виду именно это. Помню, когда я её только написал и показал музыкантам, кто-то как раз произнес: «Какой же это, к чёрту, джаз?». Я, по сути, истинной музыкой всегда считал ту, которая дарит музыканту ощущение внутренней свободы, и плевать на жанр. Если же этой внутренней свободы нет, тогда называйте её как угодно, но для меня это будет просто набор звуков и нот.

— Что значат народные мотивы в песне? Протест против культа иностранного искусства?

— Да, просто захотелось ещё больше усилить контраст между названием песни и её содержанием. Однако, если ты спросишь, нравится ли мне, что в западной музыке нынешняя молодёжь лучше ориентируется, чем в нашей, то я однозначно отвечу: «Нет, не нравится».

— «Бездельник». Ты, конечно, не бездельник... О ком эта песня? Невольно включается ассоциация с Цоевским Бездельником — тем более в следующем треке ты желаешь спокойного сна...

— О! Это очень забавная история. Если мне не изменяет память, то за всё время существования этой песни, ты первая, кто спросила, о ком она. Конечно, не обо мне.

Песня «Бездельник» была написана как ирония над одним из музыкантов моей группы «Дилемма».

В тот период творчества, кого только не было в составе. Ударные, бас, клавиши, скрипка, две гитары... Эх, весёлое время... Так вот, одним из гитаристов был паренёк Ариф Ахундов. В отличие от большинства участников он не работал, но однажды пришёл на репетицию и поведал историю о том, как здорово он устроился на биржу труда. Я по своей сути человек далёкий от бюрократических движений, например, только недавно узнал о том, что декрет бывает и у мужчин, был, конечно, потрясён. Таким образом, и явилась на свет песня «Бездельник». Никакого отношения к песне Виктора Робертовича она не имела никогда. Только в умах слушателей. Да, и чего греха таить, в умах музыкантов тоже. Помню, прежняя версия была издана в сборнике «Охота» от компании Бомба-Питер, и кто-то из авторитетов русского рока высказался, что это плагиат, который в наше время абсолютно потерял актуальность и надо бы петь наоборот о том, как необходим для личности труд.

— Музыкант — обычно свободный художник, не работает на «нормальной работе», и многие, поэтому называют его бездельником? Что ты думаешь об этом?

— Известный шутник Билл Мюррей как-то сказал, что он стал актёром, потому что отовсюду выгнали. С музыкантами, как мне думается, такая же история. Мы зачастую свободные художники по той причине, что толком ничего другого в жизни не умеем. Лично у меня немало знакомых, которые прекрасно владеют другим ремеслом, любят его не меньше музыки, которую играют, и, как и меня, бездельниками их никто не называет. Что я думаю о тех, кто зарабатывает только игрой на музыкальном инструменте или пением? — Да, ничего не думаю. Это их дело. Как музыкант, я таким людям очень завидую, особенно, если они смогли достичь, благодаря профессиональному подходу к делу, высокого уровня, а как человек я рад, что могу учить детей играть в шахматы, а не только заниматься музыкой. В любом случае, я не назову музыканта бездельником. Это точно.— Нормальные ребята.

— А тебе самому скучно, когда благополучно?

— Мне да. Видишь ли, под благополучием я здесь подразумеваю не финансовое благосостояние, а духовное. Окружающее нас общество и даже наш собственный ум настроены на то, чтобы мы всё меньше действовали сами. И это нормально. Мозг не хочет работать, если можно не работать. Однако, за то, чтобы утром выйти на пробежку или вечером пойти играть в футбол или провести 3 часа за шахматной доской и т. д. и т. п. отвечает наш дух. К благополучию стремятся все, но важно в этом самом благополучии находить время для безумия. Под безумием я подразумеваю — заставить себя напрягаться, несмотря на то, что в этом нет никакой необходимости.

— Что на самом деле тебя радует? Отчего тебе не скучно?

— Меня как раз радует через усталость, но тащить мяч к чужим воротам или наоборот во всю нестись защищать свои, когда случилась необязательная потеря. Радует погрузиться в шахматную позицию на минут 20-30 и отыскать интересный план действий. Радует, невзирая на устающие голосовые связки, давать концерты часа по два с половиной. Радует сочинять, радует читать, радует смотреть и радует слушать. Вообще, меня жизнь радует.

Очень сложный вопрос... Признаки счастья всегда разные. В зависимости от настроения, от самочувствия, от людей меня окружающих, и ещё от сотни причин, которые мне не ведомы. Мне проще всего ответить своим же стихотворением:

Счастье — это окно и ласковый шум прибоя,
Это слабенький ветерок, колыхающий занавески,
Это что-то едва уловимое и в тоже время родное,
Это наши воспоминания, в которых есть мы и Невский...

Его невозможно вызвать — нет у него телефона,
Хмурь брови, стой руки в бок — одинаково бесполезно.
Оно просто заходит в гости без ключа или домофона,
Оно просто тихонько шепчет, что ты — это целая бездна,

Что кроме утехи плотской и быстро растущего эго,
Разных радостей и удовольствий для духа, души и тела,
Есть чистое и простое, в виде дождя или снега.
Счастье. Оно приходит. Само. Такое вот дело.

— «Выходной». Твой идеальный выходной?

— Знаешь, если задуматься, то у меня вообще нет такого понятия как «выходной». Во-первых, в распространённом понимании этого слова, выходной — это день, в течение которого, человек отдыхает от работы. Я преподаю шахматы каждый день. Во-вторых, ничто из того, чем я занимаюсь по жизни не вызывает у меня в голове ассоциацию со словом «работа». Ни тренерская, ни музыкальная, ни футбольная моя деятельность для меня не являются таковой. С работы стараются уйти раньше, от работы желают отдыхать и т. д. Я же всегда жалею, что занятие/репетиция/концерт/тренировка/матч закончились. Когда занимаешься тем, что любишь, находишься совсем в другой системе координат. Однако, иногда кончаются элементарно психологические и физические силы. Вот в такие моменты я превращаюсь в героя песни «Выходной». Кстати, получаю от этого состояния не меньше удовольствия, чем от перечисленных выше занятий.

— «Музыкант». Это ироничная песня? насколько ты самокритичен?

— Как и весь альбом. Ни в коем случае нельзя воспринимать всерьёз всё, что на нём записано. Конечно, поискать в шутке долю правды необходимо, ибо без этого невозможно до конца прочувствовать всю иронию, но не более того.

Самокритичен я до безумия. Именно эта черта позволяет мне не реагировать на критику из вне. Безусловно, если эта критика конструктивная, то для себя я её запомню, но если это просто чьё-то мнение, которое не обуславливается ничем кроме степени невежества критикующего, то для меня это пустой звук.

— В нашей стране талант сам за себя? А кто еще должен быть за музыканта, по-твоему? И где иначе обстоят дела?

— В нашей стране сейчас каждый сам за себя. Без обид, но так и есть. Жителям крупных городов нет никакого дела до загибающихся регионов, врачам нет дела до водителей, учителям до строителей, инженерам до шахтёров и т. д. А над всем этим стоит госаппарат и целая государственная система, которой нет дела до граждан. Грустно.

Если возвращаться к музыкантам, то в первую очередь слушатель. Недавно одна моя знакомая в twitter посетовала на то, что её статью о путешествиях, которую она писала примерно неделю, не торопятся прочесть друзья и знакомые. В случае творческих людей ситуация уже не так безобидна. Мы же неделями готовимся к концертам, месяцами репетируем программы, годами записываем альбомы... Обидно, когда виртуальных лайков и репостов в разы больше, чем слушателей на концертах. Во-вторых, системообразующие должности в музыкальной индустрии. Такие как арт-директора, журналисты, радищики. Эти же люди сейчас и палец о палец не ударят ради малоизвестной группы. А уж прийти самим и послушать это совсем что-то из ряда вон выходящее. В общем, идеалистический упадок переживаем мы в мире рок-н-ролла.

Иначе дела обстоят в набирающем популярность рэпе. Читал немалое количество статей о том, как эту музыку заново поднимали различные организаторы, как они вкалывали за идею и т. д. Вот поэтому сейчас молодёжь и слушает в основном эту музыку. Можно сколько угодно сетовать на цикличность в истории человеческого общества, но по факту всё просто — великие дела творятся с засученными рукавами, холодными головами и горящими сердцами.

— «Кайфово». Сильная рок-н-рольная стилизация! Кто составил тебе вокальную компанию? Ты считаешь, что в этой песне нарисовал среднестатистический женский портрет?

— Да, в общем-то, рок-н-ролл чистой воды. Сейчас редко его играют в авторских проектах, в основном, кавер-бэнды исполняют в различных заведениях. На мой взгляд, зря его заклеймили как что-то «древнее» и «стандартное». Исполнять женскую партию в этой песне я пригласил мою хорошую знакомую Карину Зенкину. По стечению обстоятельств она как раз является исполнительницей в различных кавер-проэктах.

Нет, что ты! Это просто одна из историй, приключившихся с моим близким приятелем. Весь сюжет произведения абсолютно реален. Я только добавил в общую картину иронических штрихов. Мне не хотелось бы верить в то, что такие мужчины и женщины действительно существуют в больших количествах.

— Какова твоя идеальная женщина?

— Знаешь, похоже, наступил тот возраст, когда я окончательно разобрался в самом себе, и поэтому могу точно сказать, что моя идеальная женщина, во-первых, мной же вымышленная, а во-вторых, переменчивая, как и её создатель. Периодически случаются пересечения с реальным человеком, но повторюсь, я уже не столь юн, чтобы гоняться за призраками. 10 июня 2018 года, сочетавшись узами брака с моей нынешней супругой, я принял решение, что в жизни идеальная женщина для меня это она. Однако это не отменяет того, что в моей голове, в моих стихах и песнях могут рисоваться другие образы.

— «Новогодняя». Мир хорошеет с каждым днем? Ты веришь в лучшее?

— Начнём с того, что эта песня про самый светлый и добрый праздник во всём мире. Мне кажется, что те люди, которые не верят в завтрашний день, просто его не отмечают, а значит и песню эту не станут слушать.

Что касается меня, то я просто уверен, что мир становится лучше. Даже если какие-то вещи кажутся деградацией. Как говорится, через тернии к звёздам, через тьму к свету, через страдания к счастью. Никто точно не знает, что будет завтра, поэтому это вопрос исключительно веры.

— «Дед Мороз». Я помню эту песню еще младенцем, и вот — она вылилась в целую анти рекламную акцию! Это потрясающе! Расскажи о ней подробнее. Кто эти люди??

— Да. Песня одна из «старых». Написана она была как моя реакция на разговор с учениками под Новый Год. Первые два куплета по сути цитаты ребят. Третий и четвёртый уже моя фантазия.

Однако, я бы не назвал это произведение анти рекламной акцией. Это ирония. Кто-то принимает общество таким какое оно есть, кто-то протестует и не принимает, а кто-то смотрит с юмором на происходящее. Интернет, планшеты, айфоны — это реальность. Не согласен — не пользуйся сам. Если же пользуешься, то не сокрушайся об этом.

Что же касается ребят, которых я привлёк для записи первого и второго куплета, то это сыновья моих хороших друзей: Дианы Сажиной и Дмитрия Ривного. Максиму (сын Димы) 5 лет, а Родиону (сын Дианы) 8.

— «Струна». Cтруна расскажет обо всем, что чувствует автор? Или она сама автор?

— Глубоко... Даже не знаю... Гитарные струны всё-таки думаю лишь инструмент для выражения чувств. В последнее время я чаще берусь за гитару либо уже с написанным текстом либо хотя бы с готовой идеей будущей песни. Раньше бывало, что произведение формировалось при простом перебирании струн, сейчас нет. Так что струна — это рассказчик, а не автор.

— Обычно, глядя на гитару, ты испытываешь чувство ответственности или вдохновение?

— Да, какая к чёрту ответственность!? Не было её у рок-н-рольного брата раньше, а сейчас вдруг все стали о ней говорить. Конечно же, только вдохновение. Гитара для меня как для немого жесты. С каждым годом я всё с большим удовольствием вкладываю смыслы в музыкальные размеры и формы. Это своего рода игры разума: поместить необъятное в 8 строк куплета и припев. Да, есть границы установленные обществом и историей того жанра, в котором ты пишешь, но во-первых, в этих границах ты сам безграничен, а во-вторых, они мнимые. Не хочешь в них творить — придумай свои собственные. Я кайфую от первого пути развития.

— Что ждет альбом дальше? Презентации?

— Песни с этого альбома вместе с некоторыми произведениями из предыдущего по моим замыслам войдут в одну большую концертную программу. Однако, для неё необходим будет ещё один альбом, который будет называться «Мой Петербург». Не уверен, что «Легче лёгкого» будет презентован как-то отдельно. Скорее всего, он будет жить своей жизнью в мировой сети и искать своего слушателя. Однако, уже почти десятилетняя музыкальная практика научила меня ничего не загадывать. Как говорится, хочешь рассмешить Бога — расскажи Ему о своих планах. Пока о презентации я не думаю.

— Твои пожелания человечеству?

Друзья, держитесь друг друга! Находите в себе силы ходить на спектакли, в кино, на концерты. Искать новые имена в поэзии, в музыке, в литературе. Не становитесь заложниками чужого мнения. Море талантливой молодёжи ждёт своего зрителя по будничным вечерам, так что пробуйте после работы их услышать. Не отмахивайтесь от многочисленных и разнообразных возможностей, которые нам предоставляет жизнь. Пробуйте её на вкус снова и снова. Пусть кругозор ваш будет широк, совесть чиста, а голова наполнена собственным опытом и знаниями.

Делитесь с другими людьми сокровенным,
Не бойтесь насмешек, сплетен, уловок.
Бог во все времена был откровенным,
Бес напротив — хитёр был и ловок.

Задавайте вопросы любопытства лишь ради,
И согласия не требуйте, давая ответ.
Ищите себя в каждом мнении, взгляде,
Но уважайте и те, в которых вас нет.

Подбирайте слова — в них великая сила!
Отныне и присно, и во веки веков.
Как бы легкостью глупость вас к себе не манила,
Как бы мир не был к вам порою суров,

Сокровенным делитесь как хлебом,
В Ленинграде делились в сорок втором!
Доверием своим как большим тёплым пледом
Замерзшую душу согрейте в другом.

Любви, здоровья и финансового благополучия вам и вашим детям! До встречи, Алексей Брындин.

Официальный паблик