Екатерина Бабабекова. Чтобы из дома хотелось идти на работу, а с работы — домой!

Журналист Андрей Ядрин

Екатерина Бабабекова — актриса театра и кино, член Гильдии актеров кино России, лауреат всероссийских и международных фестивалей в номинации «Художественное слово», педагог по сценической речи в ЦДТ «На Вадковском».

— Екатерина, в одном из интервью Вы говорили о том, что каждому артисту надо «войти в образ». Есть ли у артистов универсальные приемы или у каждого актера свои секреты?

— Есть. Надо постоянно повторять про себя: «Роль, войди в меня. Роль, войди в меня. А теперь выйди!» Шучу, конечно. Этим Вы ничего не добьетесь.

Прежде чем выходить на сцену, надо ответить на «волшебные вопросы»: что?, где?, когда?, зачем?, почему?, с кем? И как? Для этого нужно провести целую исследовательскую работу. Надо узнать об авторе, об эпохе, в которой живет твой герой. Какие были обычаи, порядки тех лет, чем жили люди. Например, в пьесе А. Островского «Банкрот» в первом же монологе главная героиня Липочка произносит: «Больше всего не люблю я танцовать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу!»

Почему ей нравятся военные? Да потому, что пьеса была написана в 1849 году. Страной правил Николай I. В это время большое внимание уделялось военной реформе. Военным быть — престижно. Узнав об этом, все становится на свои места. Это логично, что молодая барышня того времени интересуется военными.

Так по крупицам нужно собирать максимум информации о своей героине, а потом собирать ее в единую мозаику, как пазл. Актерское мастерство держится на трех китах: фантазия, наблюдения и личный жизненный опыт. Этим надо активно пользоваться. У каждого актера своя внутренняя кухня. Если кто-то по-другому работает над ролью и в результате получается интересный живой герой — здорово!

— Ваша профессия тесно связана с музыкой. Какую музыку Вы предпочитаете слушать вне работы, дома? Есть ли любимый певец или музыкальный коллектив?

Мне нравится классическая музыка: Вивальди, Моцарт, Чайковский и многие другие композиторы. Из песен предпочитаю «ретро» 70-х, 80-х, начала 90-х годов. Там у певцов отличные голоса и песни со смыслом. Нравится слушать различные «ВИА» тех лет.

— Что ближе по духу из творческих профессий?

— Художники, хоть я сама не рисую, но с удовольствием хожу на выставки.

— Какое из современных изобретений не радует Вас больше всего? Меня вот, например, компьютер!

— Наверное, оружие. И не только пистолеты, ножи, но и оружие массового поражения. Больно смотреть, как люди звереют на глазах и убивают себе подобных.

— Как проходило Ваше детство? Помните ли детские игры и своих подруг?

— Мое детство проходило весело. Мы всем двором играли в «Казаки-разбойники», «Вышибалы», в «Прятки», прыгали в «Резиночку», была игра «Я садовником родился». С соседними дворами особых конфликтов не помню, мы всегда были рады новым людям в игре. Подруги, конечно, были, но со временем жизненные обстоятельства раскидали нас в разные стороны. У всех свои дела, проблемы… На данный момент в основном общаюсь только с двумя давними подругами, да и то редко.

— Некоторые поэтессы пишут стихи от мужского лица, а Вам не хотелось сыграть мужскую роль или у Вас уже есть стихи от мужского имени? Если есть, то что Вами двигало?

— Нет, я никогда не хотела играть мужчин и даже не представлялось случая такого ни в театре, ни в кино. И стихов от мужского лица никогда не писала. Я либо пишу от женского лица, либо такие стихи, которые подходят и мужчинам, и женщинам. Когда я была на мастер-классе по общению Ирины Хакамада, мне удалось поговорить с ней лично и после пятиминутного разговора со мной она сказала, что я «слишком женщина». Я восприняла это, как комплемент.

— Как достигаете гармонии? Ведь судя по Вашему рабочему графику и разноплановости интересов, в Вашей душе просто должен бушевать ураган страстей и эмоций!

— А он и бушует, если я успокоюсь внутренне, значит, я уже всего добилась, чего хотела, значит, я достигла потолка своего развития. К счастью, мне до этого еще далеко.

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Это про меня!!!

— Опустошают ли Вас частые выступления? Есть какая-то отдушина, свой райский уголок?

— К сожалению, сейчас частых выступлений нет. В последний раз я выступала на открытии памятника Художнице Наде Рушевой, в Царицыно. Я там читала стихи и воспоминания ее современников. Открытие памятника состоялось 21 июня.

В данный момент я занимаюсь в основном педагогикой, на это тоже уходит много сил, энергии, времени. Востанавливаюсь, обычно, просто гуляя по Новодевичьему монастырю или по Марфо-Мариинской обители. Должна же я откуда-то черпать силы…

— Вы часто даете интервью… Есть ли какой-то вопрос, который Вам никогда не задавали, но очень хотелось бы, чтобы Вас об этом спросили?

— Вы знаете, общение с учениками — это тоже своего рода интервью. А вопросы задают ученики довольно-таки часто. Конечно же, хотелось бы, чтобы какой-нибудь режиссер прислал интересный сценарий, попросил его прочитать и спросил: «Какая роль тебе здесь по душе? Выбирай любую, будем работать!»

— Есть у Вас личная формула счастья? Поделитесь с нашими читателями!

— Чтобы из дома хотелось идти на работу, а с работы — домой…

— Александр Блок писал: «Жизнь без начала и конца. / Нас всех подстерегает случай. / Над нами сумрак неминучий/ Иль ясность Божьего лица». Как Вы понимаете эти строки?

— Все в этом мире циклично, все мы рождаемся, живем, умираем, потом опять рождаемся и опять идем по кругу. Ничего не бывает просто так, случайно. Закон бумеранга еще ни кто не отменял. Все когда-нибудь возвращается тебе в десятикратном размере. Если ты творишь зло вокруг себя, значит ты остановился в развитии и тебя самого рано или поздно ждет расплата за содеянное. А если ты вокруг себя сеешь добро, то добро к тебе же и вернется.

Идет постоянная череда событий — то позитив, то негатив. Это как шахматная доска —белые и черные клетки. То, что тебя ждет в будущем, зависит от того, на какую клетку ты встанешь сегодня.

— Вы со сцены читаете стихи и прозу. Чем Вы руководствуетесь при выборе чтецкого материала?

В отличае от актеров, работающих в репертуарных театрах, я вправе сама выбирать материал, с которым выхожу на сцену. Произведение должно мне сильно понравиться, тронуть за душу- это во-первых. Во-вторых, я стараюсь выбирать высокохудожественную литературу, это необязательно только классические произведения, это могут быть и современные авторы. И в-третьих, тема, которую я хочу затронуть, должна быть актуальна на сегодняшний день, тогда это будет интересно зрителям.

— В выборе материала Вам кто-нибудь помогает?

Материал я нахожу сама, а вот работать над ним мне помогает режиссер Людмила Тимофеевна Попова. Мы с ней в работе — «не разлей вода». Она всегда знает как выгодно преподнести то или иное произведение зрителю.

Мы с нею сотрудничаем давно, выпустили два моноспектакля: «Вечер русских сказок и былин», туда вошли сказки С. Писахова и русская былина «Садко» и «Марфа» — по произведениям Е. Замятина «Русь» и Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Оба спектакля участвовали в фестивале «Театральная Весна». Помимо этих спектаклей мы работаем над небольшими стихами и прозаическими отрывками, с которыми я участвую в фестивалях, в номинации «Художественное слово».

— А в кино с какими режиссерами Вам довелось работать? Кто из актеров был Вашем партнером?

— Я творила с такими режиссерами как А. Назаров, Ф. Бондарчук, А. Меликян, С. Смерницкая, К. Меретуков и многими другими. Мне посчастливилось поработать с такими актерами как Н. Чиндякин, М. Шалаева, А. Гаврилов, А. Кещан, П. Ильин и даже Жерар Депардье.

К счастью, на съемочных площадках, где я работаю, всегда царит дружелюбная, творческая атмосфера. Для меня это очень важно.

— Из современных чтецов кто-нибудь является для Вас авторитетом?

— Я стараюсь как можно чаще ходить на чтецкие программы, которые проходят в библиотеках, в музеях, в концертных залах. Когда были живы Михаил Козаков и Геннадий Бортников, старалась не пропускать их концерты. Еще мне очень нравится, как работают такие мастера как Алла Демидова, Александр Филиппенко, Рафаэль Клейнер, Сергей Юрский. У них есть чему поучиться: как они держатся на сцене, по каким принципам выстраивают свои чтецкие вечера, манера исполнения… Это ж целая наука! Мне просто повезло, что я застала это поколение Артистов.

— А радиоспектакли Вы слушаете?

— Да, конечно. Сейчас много чего можно найти на прилавках магазинов, да и в интернете полно записей аудиокниг. Я всегда с удовольствием слушаю волшебные голоса Марии Бабановой, Дмитрия Журавлева, Николая Литвинова… Это классика, без нее никуда.

— Ваше пожелания читателям?..

— Живите в радости!

Оставьте комментарий