Зимовье Зверей Заново… Что же это за волшебство? Куда несет сказочника и поэта поток электрической музыки? В чем секрет успешных концертов? Дорого ли свободное время? Всегда ли творчество автобиографично?.. Об этом рассказывает Константин Арбенин, лидер группы Зимовье зверей.
— Костя, год заканчивается, давай попробуем вспомнить его основные моменты. Что было особенно существенным? Непростая задача, и все же…
— Год у меня выдался очень насыщенный — концерты, записи в студии, гастроли, радио и даже телевидение. Самые основные моменты — концерты Зимовья зверей, обновлённого состава группы. И то, что этим концертам сопутствует — репетиции, создание репертуара и аранжировок, выпуск концертного альбома. И главное — состав. Я испытываю кайф от работы с этими четырьмя парнями, каждый из которых находится на своём месте, вносит свой вклад в общее дело, участвует в творческом процессе. А если отвлечься от Зимовья, то самым запоминающимся моментом в этом году были мои сольные европейские гастроли – 9 германских городов, а также Париж и Антверпен. Не ожидал такого от себя. Это был интереснейший опыт, очень много хороших людей, тёплый приём и прекрасная организация всего турне. Ну и сама Европа — она прекрасна.
7 января в культурном центре Санкт-Петербурга — в клубе Сердце — Вадим Курылёв и Константин Арбенин представят совместный проект «Двое в городе».
Это и Новый год и Рождество и все праздники, которые вам нравятся! Все вместе — в одном городе, на одной сцене, в одном Сердце!
Билеты на сайте serdcespb.ru и в кассе клуба.
— Ты серьезно относишься к жизни, к событиям, происходящим в ней? Если верить Алисе из Зазеркалья, жизнь — это не очень серьезно…
— Не знаю. Отношусь в разные моменты по-разному. Внутри меня и Алиса живёт, и некто более строгий и приземлённый. Это мой способ жизни — совмещать легкомысленное и серьёзное, поэтическое и практическое. Это помогает не впадать ни в восторженную эйфорию, ни в отчаяние. Я знаю, что моменты сменяются, их жанры — тоже. Я отношусь к этому спокойно.
— Ты склонен открещиваться от своего прошлого? И оценивать творческие и жизненные периоды — что-то было более важным, что-то менее важным?
— Открещиваться не склонен. Всё, что было со мною, — часть меня. Все периоды одинаково важны.
— Новому Зимовью год, группа движется вперед и вверх? Чувствуешь этот вектор?
— Вперёд — да, насчёт «вверх» — не уверен. Тут нужен квантовый скачок, для которого у меня пока нет топлива. Точнее, я пока не придумал формулу этого топлива. Сейчас я над этим работаю.
— Ощущаешь ли ты, что Зимовье зверей… очень популярная группа? Что такое популярность, по-твоему? От чего она зависит?
— Никогда не ощущал её популярной, и сейчас не ощущаю. Она известна, да и то известность её размазана по тонкой прослойке. Другое дело, что эта человеческая прослойка очень весомого качества. Думаю, что Зимовье и не светит популярность именно в следствии художественных особенностей, её почерка и интонации. Людей, которые способны это услышать, понять, оценить, — их не так много. К сожалению. И этот факт — часть той формулы топлива, и вся загвоздка состоит именно в том, как этот факт в эту формулу вписать.
— Помнишь ощущения от первого концерта нового Зимовья? Страшновато было? Чего именно ты опасался?
— Нет на концерте страшно не было. Было страшно во время первых репетиций, когда всё ещё было очень сыро, когда мы только нащупывали звучание, разбирали партии… Я боялся, что мы не успеем к назначенному сроку всё подготовить. А уже на концерте — я чувствовал такую поддержку и музыкантов, и зрителей, что меня несло по волнам этой стихии, я просто получал удовольствие.
— Какой концерт был самым драйвовым в этом году? Каковы составляющие успешного концерта?
— Все концерты были для меня драйвовыми. Я вообще соскучился по электрическому составу и поэтому наличие за спиной четырёх врубающихся профессионалов само по себе придаёт мне драйва. На последних двух концертах нам ещё и звук удалось сделать хороший, это все зрители отметили, поэтому они были чуть лучше предыдущих.
Спасибо за это Славе Калике — моему старому знакомому, великолепному звукорежиссёру из Москвы, который сейчас работает в театре «Мастерская Фоменко», но с готовностью откликнулся на мой призыв и вспомнил своё рок-н-ролльное — недавнее — прошлое. Мы, кстати, с ним знакомы ещё по залу лектория Зоопарка, где он начинал свою творческую деятельность одновременно с группой Зимовье зверей. Получается, что успешный концерт — это, конечно, техника, аппарат, сцена, но гораздо в большей степени — люди, которые всё это оживляют, которые знают своё дело и подходят к нему со всей творческой ответственностью. Это касается и зрителей – они тоже участники концерта и от их настроя зависит его успешность. Когда все мы — те, кто на сцене, у сцены и за кулисами — объединены общей идеей и хотим поучаствовать в чудесном действии по имени «концерт», тогда всё и складывается. Чем больше сонастроенности, тем удачнее концерт, тем больше чуда.
— В этом году вышел новый — первый — альбом нового Зимовья. Приняла ли его аудитория или мнения разошлись?
— Те, кто его послушал, по-моему, приняли альбом. Я не слышал отрицательных отзывов. Другое дело, что всё равно есть ощущение, что услышали его не все, кому это могло быть интересно. Это парадокс нынешних информационных потоков, маршруты которых мне не совсем понятны. И тем не менее, я надеюсь, что время ещё есть, пока дойдёт дело до следующего альбома, «Новейшую хронологию» послушает изрядное количество людей.
— На каждом концерте ты по нескольку раз представляешь товарищей… Это прекрасно! Расскажи об участниках нынешнего состава. Об особой радости, которую приносит сотрудничество с этими музыкантами.
— Ну вот мы и дошли до момента, когда я могу назвать героев поимённо.
Вадим Курылёв – новое и очень важное приобретение Зимовья, новая пружина в его часовом механизме, лидер-гитарист и саундпродюсер.
Толик «Атомик» Смирнов – легендарная личность и в рамках истории Зимовья и за его рамками, барабанщик и шоумен, резидент блюза в нашей рок-н-ролльной команде.
Михаил Иванов — мой спутник и сподвижник по всем музыкальным проектам, бас-гитарист, скромный, но креативный, надёжный, незаменимый.
Алексей Кормин — ещё одно новое имя в группе, но именно его присутствие, его губные гармоники, живые и с примочками, добавили в нынешний саунд остроты, свежести и артистичности. И это ещё не всё, на что он способен… Приходите на концерты — всё увидите, всех узнаете.
— Вы недавно записали «Только парами» и «Готов к рок-н-роллу»… Это начало альбома римейков?
— Я подумываю о таком варианте, но — посмотрим, как сложится. От старого периода Зимовья осталось некоторое количество песен, записью которых я — как автор — не удовлетворён. Эти две я хотел переделать в первую очередь, потому что они по природе своей электрические, а аранжированы и записаны были в акустике. И когда мы их сделали с нынешним составом для концертной программы, мне очень захотелось это записать, в таком новом виде. Но есть ещё старые песни, до которых мы пока не добрались. Будем не спеша над ними работать и, вполне возможно, что их со временем наберётся на целый диск, но только это будет, скорее, не альбом, а сборник, поскольку навряд ли удастся выдержать общую саунд-концепцию. Но в данном случае это и не нужно.
— Предновогодним подарком слушателям стал live-альбом нового Зимовья. Это первое живое электричество? Какие чувства испытываешь? Гордишься?
— Мне хотелось зафиксировать момент возвращения Зимовья зверей на сцену, поэтому я решил сделать этот альбом. Во многом он сыроват, шероховат, если бы мы записывали последние два концерта, то качество записей было бы лучше гораздо. Но я посчитал, что именно первые выступления должны остаться в истории группы. Уже потом я вдруг с удивлением понял, что у нас никогда не было электрических концертников, и диск «11 бис» — первый! Это не гордость, а просто радость, что такое случилось. Мне кажется, Зимовью такого альбома очень не хватало.
И мы, конечно, продолжим записывать концерты и сделаем через какое-то время более обширный альбом, с теми песнями, которые появляются в актуальном репертуаре. Так что эти 11 композиций — только начало. Хоть и неплохое. Мне кажется, что звукорежиссёр Коля Алмаев очень хорошо их записал, свёл и отмастерил. Да и композиция сложилась вполне цельная. Скоро альбом появится на интернет-площадках, его, как и «Новейшую хронологию», выложит продюсерский центр «Редкие Рыбы», и все желающие смогут его послушать.
— Когда ждать новый студийный альбом? Песни для него уже прорастают в твоем сознании?
— Когда ждать — это вопрос открытый, но песни уже не просто прорастают, а складываются в альбомную концепцию. Я уже прямо горю желанием взяться за новый материал, но надо ещё кое-какие старые хвосты подбить.
— Можешь ли позволить себе пребывать в праздности? Или время дорого?
— Могу. Для меня дороговизна времени как раз и измеряется в возможности позволить себе праздность. А в чём ещё? Но праздность я тоже использую для творчества, иначе зачем она? «Нас мало избранных, счастливцев праздных…»
— Хорошо! А работаешь ли над новой прозой?
— Сейчас в издательстве «Дом детской книги» готовится моя книжка «Как я подружился с летом». Это лирические сказочные миниатюры, объединённые единым сюжетом, в которых нет ничего придуманного, а всё взято из жизни. И всё-таки это – сказки. Я надеюсь, что в новом году эта книжка выйдет в свет. И она только отчасти детская, я считаю, что взрослым она будет не менее интересна.
— Имеешь склонность к автобиографичности? И в прозе и в стихах?
— Да, всё, что я пишу, автобиографично. Либо буквально, либо пропущено через призму личного опыта.
— Ты очень даже автобиографичен — активен в соцсетях. Отдельное спасибо за инстаграм! Важно фиксировать текущее мгновение? Или это вынужденная дань современности?
— Дань современности — да, но я делаю это не без удовольствия. Если не хочется ничего писать и выкладывать, если нет настроения, то я и не делаю этого. Есть вещи, которыми хочется поделиться, к тому же ты сразу ощущает обратную связь, а это занятно.
— Будет ли в этом году сборник рождественских песен?
— Нет, не будет. Не хватило в этом году организаторского запала, да и я думаю, что ещё рано — надо выждать время, пока у моих коллег не появятся новые новогодние и рождественский песни. Пока главные мои «бенефициары» таких песен не написали, а делать сборник без ударных композиций, без участия «китов» и «хитов», — бессмысленно.
— Рождественскую песню «Пока они здесь» вы будете когда-нибудь играть на концертах с нынешним составом?
— Думаю, будем когда-нибудь. В этот раз мы отыграли концерт 7 декабря и на этом завершили концертный год, поэтому эту песню включать в программу не стали. Сделали бы концерт ближе к праздникам — обязательно исполнили бы её.
— Еще одним подарком для зрителей будет рождественский концерт с Вадимом Курылёвым «Двое в городе»? Что-то еще хорошее готовите в дуэте?
— Мы записали сингл из двух песен — «Малиновка летит на север» Вадима и мой «Город-стол». Старые песни в новых аранжировках. Вадик сделал великолепные аранжировки, и эти песни — наш подарок к новогодним праздникам для всех. Они вот-вот появятся во ВКонтакте. Собираемся записывать песни и дальше, чтобы к концу наступающего года собрался целый альбом. В данном случае – не Зимовья, а нашего дуэта «Двое в городе».
— Тебе нравится поток, в котором ты сейчас находишься?
— Да, нравится. Интересно, куда унесёт в этот раз.
— И… Что бы ты пожелал — себе, родным и близким, группе и слушателям?
— Сейчас я, пожалуй, пожелаю всем перемен к лучшему. У каждого есть то, чего бы ему хотелось изменить — если не в своей собственной жизни, то в том, что нас окружает. Вот пускай эти долгожданные перемены придут к каждому, кто их ждёт.