Наталья Мазур. Складывать слова в стихи

фото обложки © Алена Васильева

Можно ли писать стихи без крыльев за спиной? Каков он, поэт XXI века? Формула успеха современного литератора? Об этом рассказывает петербургская поэтесса Наталья Мазур.

— Наташа, как давно ты стала считать себя поэтом?

— Считать поэтом?.. Поэт — это звучит гордо! Я учусь быть поэтессой. Мой поэтический плодотворный стаж — 4.5 года. Я писала с детства, по чуть-чуть с перерывами, для себя, в стол.

Сложно писать без крыльев за спиной. Мои крылья мне подарил Тихонов Андрей Олегович — мой шеф! Он поверил в меня, как в поэтессу, дал толчок к тому, что я сейчас есть.

— Ты поэтесса, безусловно! Ты произносишь этот титул с гордостью? Некоторые немного стесняются своего призвания, мол человек не от мира сего…

— А я и есть «не от мира сего», как и любой поэт. Не каждому человеку дано вскочить в два часа ночи и лихорадочно забивать строчки, аккумулируя образы из сонной черепной коробки в «блокнот» телефона. Что при этом чувствуют мои домочадцы — одному богу известно.

Да, я горжусь тем, что умею складывать слова в стихи.

— Поэт в 21 веке — что это такое, по-твоему?

— На днях я участвовала в конкурсе поэзии им. В. Маяковского. Один из членов жюри сказал, что сейчас поэт «должен быть ярок, сочен и профессионален». Медиамассовость накладывает отпечаток и на поэтов. Во время Ютуба и Инстаграма ценится прежде всего то, как ты умеешь донести себя… Конечно, профессионализм никто не отменял.

— Жалеешь ли ты, что не родилась в Серебряном веке или в Золотом? Или ты поэт нашего времени?

— «Всякому овощу свой суп». Я не знаю, как бы я смогла жить в другое время. Я, конечно, представляла такой вариант… Я люблю историю. У меня много стихов с историческими сюжетами. Они мне очень дороги.

Хочется верить, что «Колдунья» — мой стих из деревенской жизни женщины 19 века может быть востребован и в веке 21-ом.

И, да, я считаю себя поэтом настоящего времени.

— Кого из поэтов прошлого ты считаешь «собратьями / сосестрами по перу», а кого возвела бы на пьедестал?

— «Собратья / сосестры по перу» — для того, что бы так говорить, надо греметь на всю страну, как минимум. Я же пока всех возвожу на пьедестал. Как на лестницу я поставлю: Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Валерия Брюсова, Николая Некрасова и Михаила Лермонтова.

Александр Сергеевич… Я знаю, это непререкаемый небожитель…Это не значит, что кого-то я люблю больше, а кого-то меньше. У разных поэтов можно подчеркнуть что-то свое, какую-то черточку, какие-то особенные, яркие тонкости.

— Ты читаешь стихи на поэтических вечерах, участвуешь в конкурсах. Что ты чувствуешь, выходя на сцену?

— Выходя на сцену, я волнуюсь. У меня небольшой опыт выступлений. Все зависит от зала. В одном месте чувствуешь, как тебе тепло и уютно, а в другом постоянно забываешь слова.

— Должны ли стихи обязательно быть опубликованы в книге или сейчас «интернет» — наше все? Где можно почитать твои стихи?

— Публикация в книге — это приятный бонус. Это как радость от восхождения на Эверест. Очень приятно листать книгу и видеть в ней свои стихи. Книгу можно подарить, но как ты подаришь Интернет?

Но, повторюсь, для того, чтобы тебя узнало как можно больше читателей, нужно задействовать интернет-ресурсы. Время сейчас такое — интернетное!

Меня и мои стихи можно найти в соцсети ВКонтакте. У меня там своя группа — «Творю и вытворяю! #натальяпоэтессамазерит». #натальяпоэтессамазерит — мой псевдоним. О том, как он родился, есть целая история.

Зайдя в кафе с девчонками после Поэтфеста, мы увидели, что бариста что-то рисует на стаканчиках для кофе. На наш вопрос: «Что вы делаете?», она ответила: «Портреты рисую. Давайте и вас нарисую». Я была в образе девчонки военных лет с двумя тощими косичками: «А, давайте!» Мне все это было очень любопытно…

Прошло минут пять, мы болтали с девчонками, бариста рисовала. Когда она спросила, что написать на стаканчике, мол, «Как вас зовут?», мне захотелось подурачится. Я сказала: «Наталья поэтесса Мазур». То ли она плохо расслышала… Но на стаканчике с кофе красовалась надпись «Наталья Поэтесса Мазерит».

Я указала бариста об ошибке, но девчонки в два голоса защебетали: «Так это же готовый псевдоним». Вот так он и родился. И понравился мне!

— Кто твой самый главный критик?

— Сложно ответить на этот вопрос. Меня многие критикуют. Мои стихи нестандартны. Но из конструктивной критики можно вынести урок.

Главным, на данный момент, критиком я назову знакомую поэтессу. Она сильнее меня. К ее советам я прислушиваюсь и со многим соглашаюсь. И, конечно же, я прислушиваюсь к мнению моих домашних.

— Как ты вообще относишься к разбору стихов по косточкам?

— Разбор стихов «по косточкам» — для меня это очень болезненное мероприятие. Стихи для меня — дети! Это все равно, что обидеть деток… Я встаю тигрицей за них. Особенно, если критика выражена в агрессивной и безапелляционной форме. Каждый раз мое сердце трепещет, когда стихи надо нести критику.

— У тебя много социальных стихов. Ты считаешь, что чистая лирика — это полумера? Поэт обязан быть гражданином?

— Да, поэт — гражданин своей страны! Мои стихи отражают нашу жизнь так, как я ее вижу и понимаю.

О лирика… Я страдаю, от того, что не могу выразить чувственность в стихах. Я взрослая женщина, моя любовь бегает где-то в моей юности. Сейчас я пишу о вымышленном и придуманном — не о себе. Но то, что пишется, радует и оставляет в душе теплый след удовлетворения своим трудом поэта.

Последнее лирическое стихотворение, написанное несколько дней назад — это тренировка для конкурса. Но оно получилось очень теплым и нежным. Я горжусь им.

В облаке бабочек яркое солнышко,
Смелый,задумчивый взгляд
В сказку клубочек ведет … моя жёнушка
Я твой рисую наряд.

Желтым с любовью я волосы высветлю
А изумрудом твои
Плечи покрою,
Укрою их смыслами
Ты ж успокойся… замри.

В воспоминанья о лете подсолнечном
Перенесу навсегда
В радугу краски добавлю и колышком
Страх разобью…
Ерунда…

Этот твой сумрак, закутанный в облако,
Руки трясутся… смотри.
Ты улыбнись… вспыхнут яркие всполохи
В нежных оттенках зари.

— О чём ты никогда не станешь писать стихи?

— Я не стану писать стихи на табуированные для меня темы: секс, извращения, жесткое насилие. В юности я, конечно, пробовала написать фривольное эротическое стихотворение. Не получилось!

— Стихи обычно пишутся от любви. Влюбчивая ли ты?

— В юности — очень! В настоящее время я замужем. Супруга люблю. Это уже другая любовь — в ней ответственность. Это нежность и теплота. Но я влюбляюсь… влюбляюсь в героев своих стихов каждый раз и по-новому!

— Что такое творческий успех по-своему? Твоя формула успеха?

— «Формула успеха — быть в нужном месте в нужное время». А если серьезно, я приведу слова поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», ну и, может, еще немного везения.

А творческий успех для меня — это признание того, что ты делаешь, это горящие глаза зрителей, пускай и одного в зале. Тогда ты понимаешь, что все, что ты делаешь, пишешь стихи или музыку, рисуешь или лепишь — ты это делаешь не напрасно!

Оставьте комментарий