Участники арт-рок коллектива «Zarathustra» выходят на новый этап развития, они говорят, что непосредственно Ницше они посвятили только «Труп». Что у истоков команды стоят Борис Моисеев вместе с группой «Kiss». И объясняют почему «протест» является источником развития.
— Группа Заратустра вещает пять лет… На каком этапе сейчас вы находитесь? Что сейчас происходит с проектом?
Антон Комаров: Пять лет — это сильно сказано. Пять лет назад я познакомился со Стасей и появились первые попытки совместного творчества, но это было очень далеко от той группы и той музыки, которая существует сейчас.
Станислава Шашова: На данный момент у нас новый виток развития. Стараемся найти новое звучание в песнях, новые идеи для творчества, не прекращая работать над качеством.
Антон Комаров: Сейчас у меня есть большое желание перейти на новый этап, и я прилагаю к этому максимум усилий. Первое: хотелось бы перейти на оплачиваемые выступления. Как это не банально, но все музыканты — люди, и все мы хотим есть, и хотим получать от своей работы прибыль. Моя личная цель — это популярность. Возможно, не все в нашей группе стремятся к этому, но я стремлюсь к славе! Во всяком случае, никто не против такого развития событий.
— Почему «Заратустра»? Красивое философское словцо или что-то большее? Как появилось название и что лично для вас оно значит?
Станислава Шашова: Название предложил наш друг, музыкант. Оно пришло случайно и оказалось очень подходящим для текстов песен. Однако самому известному Заратустре Ф. Ницше посвящена только одна песня «Труп», все остальное творчество скорее подходит для пророка Заратустра, жившего в V веке до н. э.
Антон Комаров: Заратустра нёс свою философию, как и мы, в надежде изменить мир и отношение людей к происходящему.
— С чего начиналась музыка? Что слушали в детстве? С тех далёких времён появились новые кумиры или старые всё так же актуальны?
Станислава Шашова: У всех музыкантов разные музыкальные пристрастия, я слушала классическую музыку, арт-рок, иногда — тяжелый металл…
Антон Комаров: Мои музыкальные пристрастия начались с творчества Бориса Моисеева и группы KISS, как это ни странно. В дальнейшем я очень увлекся творчеством группы «Агата Кристи». Так же сильное влияние на меня оказали Александр Ф. Скляр и Павел Кашин. Что касается современных вкусов, то года четыре назад я буквально влюбился в творчество Дэвида Боуи. За вдохновением обращаюсь к нему! Ещё очень люблю группу «Наполеон Бонапарт».
— Вы пишете новый альбом. В чём его изюминка, новизна, эксперимент?
Антон Комаров: «Сны Заратустры» — это новая концертная программа. Альбом написать очень сложно, и мы пока ни одного не записали, хотя песен написано уже на три альбома. Все наши новые песни сильно отличаются от того, что было в самом начале. Сейчас нас, действительно, можно назвать арт-роком. Особенности — это вокал, виртуозная игра на клавишах, сложные ритмы песен, философские тексты. А, как басист, скажу, что даже бас у нас используется не совсем в традиционной роли. Во многих песнях он выступает в качестве аккомпанирующего инструмента, а иногда, солирующего (но это очень редко).
Станислава Шашова: Концертную программу «Сны Заратустры» отличает глубокие психологические переживания в каждой песне. Так же это нестандартные музыкальные формы и гармонические ходы, новые неожиданные звучания.
— Кто пишет тексты для «Заратустры», а кто музыку? И из чего они возникают, откуда берёте впечатления для творчества?
Антон Комаров: Музыку пишет Станислава, а большинство текстов написано Михаилом Мельниковым. Они уже давно сотрудничают в этом плане и очень хорошо чувствуют друг друга. Хотя, тексты для некоторых наших песен написаны другими авторами — Спартак, Александр Король, ну и некоторые песни полностью написала Стася.
— Кто в группе лидер? У вас демократия, диктатура? Как принимаются решения, куда двигаться?
Антон Комаров: Мне тяжело отвечать на этот вопрос, потому что, когда спрашивают, кто в группе лидер, все указывают на меня. Но вот фронтмен (фронтвумен) в группе — это Стася. Решения стараемся принимать все вместе, но часто ответственность приходится брать на себя в принятии каких-либо решений. Ну и все организационные вопросы решаю так же я.
— Откуда берёте деньги на существование группы?
Антон Комаров: Все участники группы (а теперь нас четверо, буквально неделю назад у нас появился гитарист) работают. Пару слов про гитариста. С гитаристами нам традиционно не везло, и мы уже полгода как играем без гитариста и прекратили все поиски и попытки привести кого-то в группу на гитару (как в поговорке, «если двадцатый блин комом, плюньте и пеките комочки»). И тут неожиданно Алексей написал, что послушал наши записи и хочет попробовать поиграть вместе. Пока не знаю, к чему приведёт данное сотрудничество, но будем брать из него по максимуму и получать из этого как можно больше удовольствия. Играть с гитаристом намного легче и приятнее.
— Это правда, что каверы на «Пикник» сделаны с официального разрешения Шклярского? В своём паблике вы озвучили интригу, что в новом альбоме тоже будет кавер. Какой?
Антон Комаров: Абсолютная правда. И, кстати, Эдмунд Шклярский упомянул об этом в одном из интервью, чему мы очень удивились. Но, видимо, они тоже были удивлены подобной постановкой вопроса, ну и наглостью молодых никому неизвестных музыкантов.
Станислава Шашова: Просто есть песня, которую поёт наш бас-гитарист, это будет кавер на группу «Мумий Тролль».
— Вы относите себя к оппозиции, андеграунду? Протест — важная часть вашего творчества?
Антон Комаров: Когда мы только познакомились со Стасей, для меня было аксиомой: рок-н-ролл — это в первую очередь протест. Но именно в процессе работы в группе «Zarathustra», я понял, что музыка — это намного больше, чем просто протесты. Да и вообще группа нас сильно изменила, если вернуться на те пять лет назад, то вряд ли мы бы узнали сами себя.
Станислава Шашова: Протест необходим любому развивающемуся организму, в том числе и группе. Протест против прошлых убеждений, против общества — не важно. Главное — развитие.
— Много ли критики слышите и как работаете с критикой?
Антон Комаров: Критики слышим очень много. Мы не были профессионалами, когда собрались, многого не умели, не знали и делали неправильно. Сейчас мы тоже далеки от идеала. Многие советы или критика в наш адрес сильно нам помогли. Мы прислушываемся к ней и делаем определенные выводы, если она конструктивна. Но часто бывает что-то типа «ваши тексты пафосны» или «ваша вокалистка не умеет петь», или «ваша музыка слишком мрачная поменяйте репертуар», такое пропускается мимо.
— Ваши родные и близкие поддерживают вашу группу или наоборот?
Антон Комаров: Поддерживают и гордятся. Даже моя мама гордится мной, чему я сильно удивился, так как она была очень расстроена, когда я бросил работу программистом и поступил в музыкальный колледж. Она была против того, чтобы я стал музыкантом.
— Что необходимо группе, как вода рыбе?
Станислава Шашова: Желание творить, работать над собой. Стимул, любовь к музыкальной жизни.
Антон Комаров: Необходимо любить ту музыку, которую делает группа, если всё это не поставлено на коммерческую основу. Когда группа получает деньги за свои выступления, то там можно уже и не любить музыку, а любить популярность и деньги, которые приносит участие в проекте. Но в любом случае, в группе должно быть то, что необходимо любить, иначе нет смысла тратить на это свои силы.
— «Музыка — это то, что поднимает нас над обыденностью жизни». Как прокомментируете это высказывание? Не попытка ли это сбежать от реальности?
Антон Комаров: Комментировать, похоже, придется мне, так как это мой статус Вконтакте. Это не попытка уйти от реальности, а попытка подняться над «бытовухой», которая нас окружает, придать ей смысл, наполненность и насыщенность. В воображаемых мирах мы не живём, но вот желание исправить тот мир и ту жизнь, которая у нас есть, естественно имеется. А музыка — отличное средство и способ что-то изменить.
Кстати, фраза не моя. Это сказал на одном из своих выступлений Александр Ф. Скляр, перед песней «Манхэттен-Берлин».
— Ваши пожелания человечеству!
Станислава Шашова: Слушайте хорошую музыку и не бойтесь нести что-то новое, не забывая уроки прошлого.
Антон Комаров: И будьте добрее друг к другу, будьте более вежливыми. Это не так сложно, но сильно меняет мир вокруг.
О проекте: рок-группа «Zarathustra»
Клавишный арт-рок с женским вокалом. Музыка группы характеризуется мелодическими, гармоническими и ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Участники группы используют яркие сценические образы и элементы шоу, чем вызывают неоднозначные эмоции у публики. «Zarathustra» имеет собственную философию и подачу.
Состав: вокал, клавиши — Станислава Шашова, бас-гитара — Антон Комаров, ударные — Андрей Бурцев, гитара — Алексей Соловьёв.