Журналист Татьяна Дячок
Ее невероятная открытость и добродушие не могут не восхищать, а смелый и решительный взгляд выдают характер по-настоящему деятельного человека. Поразительная внутренняя сила сочетаются в ней с удивительной легкостью и пониманием того, что принято называть правдой жизни…
— Екатерина, с чего начинался Ваш артистический путь: помните ли то самое мгновение или слова, которые стали для Вас судьбоносными?
— Будущая профессия началась у меня вместе с сестрой, которая сейчас актриса кукольного театра а Праге. Все началось с того, что мы участвовали в детских телепередачах «Семь цветов радости» и «Первый шаг». Потом в школе я была задействована во всех постановках, сценках, КВН, моя жизнь изначально была полностью посвящена творческой деятельности. И поэтому, когда встал вопрос о том, куда мне поступать, я уже знала, что пойду в Академию искусств.
— Когда впервые у Вас появилась идея стать актрисой?
— Однажды у нас в школе ставили сценку по пьесе Гоголя «Женитьба», в котором я играла роль свахи. И после этого отрывка я проснулась знаменитой, помню, что моя учительница сказала: «Катя, ты так замечательно сыграла эту роль!» И вот так это само собой определилось, потому что в другом себя я не видела. В детстве мы с сестрой брали микрофон и представляли, что мы на сцене, делали куколок и показывали для гостей концерты, читали стихи… Это все с детства шло, и когда стал вопрос кем быть, то сомнений не возникло.
— Какими были Ваши «первые университеты» и кого Вы можете назвать своим наставником в профессии?
— Я очень рада, что поступила в Академию искусств, где попала на курс заслуженного деятеля искусств, режиссера и профессора Лидии Алексеевны. У нас преподавали самые лучшие педагоги того времени. Я благодарна всем преподавателям, потому что мы всегда у кого-то учимся. Как говорил, знаменитый педагог по речи заслуженный артист БССР Илья Львович Курган, «если ты чему-то хочешь научиться, то ты этому обязательно научишься». В частности, хочется вспомнить преподавателя по актерскому мастерству Тарасюка Сергея Николаевича, который запомнился нам как очень чуткий, интересный человек, который увлекал нас работой так, что мы никогда не скучали на его занятиях. Заслуженная артистка Беларуси Иванова Дина Ивановна была нашим педагогом по вокалу… Можно продолжать этот список, но, хочу сказать, моя удача, что я училась у таких преподавателей. И, к тому же, у нас был замечательный курс, и, конечно, работа с такими интересными людьми окрыляла и позволяла постоянно учиться чему-то новому.
Европейский артист готов всегда. Он не может быть неготовым. Огромное желание иметь постоянную работу заставляет его постоянно тренироваться, держать свой аппарат в идеальной форме.
— После выпуска из минской Академии искусств Вы прошли стажировку в Пражском театре и были заняты в спектаклях «Дон Кихот» и «Кошки». Чем запомнилась работа в чешской труппе?
— Здесь все другое. Наши артисты медленно раскачиваются, никуда не торопятся и, только когда на сцене декорация и назначена премьера, спохватываются, что и пьесу бы хорошо почитать, и роль бы заучить. Европейский артист готов всегда. Он не может быть неготовым. Огромное желание иметь постоянную работу заставляет его постоянно тренироваться, держать свой аппарат в идеальной форме. Они всегда работают на свою будущую работу. Мне бы хотелось, чтобы наши актеры увидели, как работают их коллеги с точки зрения подхода, отношения, точности, желания вытащить все из режиссера, понять немедленно и сейчас, потому что завтра будет поздно.
— Довольно продолжительное время (2004-2009 гг.) Вы служили в Республиканском Театре Белорусской драматургии. Как Вы думаете, насколько важно сегодня сохранение национального в театре?
— Конечно, это очень важно для театра, безусловно. В театре, как мне кажется, должны быть и классические, и современные постановки. Здесь еще многое зависит от того, как поставлен спектакль, кто автор… Например, возьмем спектакль «Чернобыльская молитва» (автор пьесы — номинант на Нобелевскую премию по литературе-2013 писательница Светлана Алексиевич) посвящена теме Чернобыля. Очень часто, когда на спектакли приходит молодежь, то оказывается, что многие до этого не знали о Чернобыльской трагедии, о том, какой след она оставила в истории народа. Поэтому такие спектакли должны быть в театрах, чтобы человек становился ближе к своим же корням и истории. И к тому же, это был один из тех спектаклей (примеч. «Чернобыльская молитва»), когда ты выходишь к зрителю наполненным и тебе всегда есть что сказать.
— В настоящее время Вы продолжаете активно сниматься в кинокартинах. Театральный опыт помогает Вам в работе на съемочной площадке?
— Что касается театра и кино, то две разных вещи, потому что в театре важна целостность, где твой герой идет от начала и до конца, а в кино ты не можешь переиграть. В кино, ты можешь начать снимать фильм с конца и знаешь, что всегда поможет режиссер, монтажер, если что-то не получилось. В театре — всегда процесс творчества. Актеры играют вот сейчас, и на каждом спектакле они могут что-то немного менять. Поэтому спектакль с возрастом меняется. Он может стать хуже, а может стать намного лучше. Спектакль меняется даже в зависимости от того, как сегодня на него реагирует зритель. В театре существует и такое понятие, как взаимообмен энергией. Вот выходишь на сцену и слышишь, что зритель сопереживает твоему герою, живет вместе с тобой — вот это ценно. А в кино ты не видишь глаз — только камеру, и это другое. Объединяет театр и кино, конечно, состояние которое они должны вызвать в зрителях — это состояние катарсиса: слёз, смеха, боли, желания стать другим, по-другому начать жить.
— Как возникла идея создания творческой студии «ArtJam»?
— Как только я ушла из театра, я начала преподавать на курсах актерского мастерства, к которым я написала программу «Актерское мастерство для сцены и жизни». В 2008 году таких курсов, по-моему, еще не было. И когда я связалась с образовательным центром и рассказала, в чем заключается моя программа, то они согласились, и мы набрали первый курс. Постепенно курсы актерского мастерства стали востребованными, поэтому и по сей день занимаюсь этим. Почему стоит продолжать это дело? Очень многим эти курсы помогают в выступлении на публике с речью или презентацией, в деловом общении и во многих других жизненных ситуациях. Актерское мастерство полезно не только в театре и кинематографе, как выяснилось и в жизни. Для меня очень важно, что человек себя открывает в новом образе, раскрепощается, становится смелее, активнее, открывает себя заново. Появляется новое дыхание, новая энергия, и он готов покорять мир.
— С чего все началось?
— Идея студии зародилась давно, потому что хорошее развитие получили курсы. На протяжении года я в себе носила это, и в какой-то определенный момент это все срослось, пришли люди, которые мне поддержали и помогли в этом.
— В чем основная направленность студии сегодня?
— Самое главное — это развитие. У нас все построено на игротехниках, то есть человек приходит и не учится чему-то сложному, при этом незаметно для самого себя раскрывает свои способности. Через некоторое время он осознает тот переворот, который с ним происходит. Человек начинает думать, анализировать, что особенно важно. Актерское мастерство позволяет человеку мыслить, искать, воображать, расти, открывать в себе что-то новое…
— Расскажите, чем Вас привлекает педагогика и как она повлияла на Ваше развитие в профессии?
— Как педагог я бы так не говорила. Мне нравится то, что я делаю. Конечно же, я учусь вместе со своими студентами, и в этом смысле я точно такой же ученик. Я просто привношу что-то новое, и у них беру что-то новое — идет какой-то взаимообмен, и для меня тоже это важно. Педагог слишком громко сказано, скорее, наверное, куратор или человек, который направляет, направляющий. Просто я также ищущий и развивающийся человек. Я учусь очень многому у студентов, и иногда мне кажется, что от них гораздо больше узнаю, нежели они от меня, и это очень здорово.
— Принято считать, что у каждого поколения существует свой герой, образ которого на сцене воплощает артист. А как выглядит артист нашего времени, кто он и куда устремлен?
— Это очень сложный вопрос, сложно на него ответить. Не могу сказать, что я на кого-то равняюсь. Все-таки очень важно сохранять верность себе, свою индивидуальность. Ты такой, какой ты есть, причем очень важно осознать и сохранить в себе эту индивидуальность.
Время настолько ускорилось, что мы бежим, бежим и просто не можем найти этого героя. А он, конечно, безусловно, есть, но он остается загадкой.
— Есть ли герой в наше время?
— Сейчас, как мне кажется, проблема героя в том, что в кино и театре все изменяется очень быстро, буквально мгновенно. Мне кажется, что мы просто еще не нашли этого героя. Он есть, но время заставляет людей двигаться гораздо быстрее, подчиняет их своим законам. Да, раньше были какие-то другие ценности, и не то чтобы их сейчас нет. Просто они другие. Немного отходят на второй план театр, книги, потому что все компьютеризировано. Время настолько ускорилось, что мы бежим, бежим и просто не можем найти этого героя. А он, конечно, безусловно, есть, но он остается загадкой. Конечно, сейчас сложнее с современной драматургией, ведь в классике испокон веков мы видим героя, каков он, ведь он явно там выражен. В современной драматургии сложнее определить, что на самом деле важно… Нужно искать.
— Существует мнение, что театр должен быть не только зрелищем, но и трибуной, отражающей состояние общества, артист — посредником между искусством и реальностью. В чем на сегодняшний день Вы видите свое призвание?
— Мне интересно, то, что я делаю. Для меня это очень близко и я очень увлечена этим. Мне интересно работать в театре. Я сейчас работаю над мюзиклом «Фрекен Бок возвращается», мне интересно работать в кино, заниматься спортом, и на чем-то одном останавливаться не хотелось бы. Современный человек, как мне кажется, должен уметь делать многое. Человек должен быть постоянно в движении и не бояться что-то менять в своей жизни. Кто знает, может, через год мне надоест это все, и я пойду покорять горы. Человек должен быть разным.
— Однажды известный российский актер Олег Янковский сказал, что профессия артиста заключается в том, чтобы любить. Как Вы думаете, способность отдавать зависит от степени таланта артиста?
— Что касается артиста, то понятно, что если ты избрал эту профессию, то выходишь и вынужден отдавать себя зрителям. Понятное дело, что ты отдаешь, а насколько ты уже сам затрачиваешь себя и насколько ты выкладываешься, выходя на сцену, это уже зависит от степени твоего желания сказать что-то и желания служить. Все-таки актер не может выходить на сцену без желания поделиться, донести то, о чем у него болит душа. И процент отдачи артиста зависит от того, насколько высок градус его внутреннего состояния.
Новые формы ищут скорее потому, что не возникает контакта с современным зрителем, и он просто уходит из театра.
— Сегодня все более остро ощущаются кризисные явления внутри театра, в частности, противоречия разных поколений актеров и режиссеров, отход от традиционной школы, возврат к истокам и поиск новых форм… Какой путь ожидает театр в дальнейшем?
— Я конечно, за классику в театре, это очень хорошо, когда идет поиск новых форм, но все же… Когда я в последний раз приезжала в гости, в Москву, то посетила Студию театрального искусства Сергея Женовача где посмотрела спектакль «Захудалый род» по Лескову — современную и необходимую постановку. Осталась в восторге. Весь спектакль построен на статике, и на протяжении трех с половиной часов люди общались только с помощью слов. Но мне настолько было интересно, что после того, как действие закончилось, я поняла, что все еще есть школа, старая школа, когда актер умеет владеть словом, когда он способен удержать зрителя. Вот, казалось бы, на сцене ничего не происходило — стоит человек, воздействует словом. Вот это, мне кажется, очень ценно сейчас в театре. Новые формы ищут скорее потому, что не возникает контакта с современным зрителем, и он просто уходит из театра.
О героине: актриса театра и кино Екатерина Прохорова
Родилась 3 ноября 1980 года в Минске.
В 2003 году окончила Белорусскую Академию искусств по специальности «актер драматического театра и кино».
В 2003-2004 гг. проходила стажировку в Пражском театре.
В 2004-2009 гг. работала в минском театре «Белорусской драматургии».
С 2010 года — актриса минского Театра Белорусской армии.
C 2006 гг Преподаватель курсов мастерства актера «Актерское мастерство для жизни и сцены».