Писатель-фантаст Сергей Неграш живо интересуется современной музыкой, но не спешит выводить в качестве главных героев своих книг музыкантов и поэтов. Почему бы это?..
— Сергей, что Вам ближе — камерная, проникновенная бардовская традиция или стадионный рок-концерт? И почему? Кого-то можете выделить?
— Я слушаю практически все, просто какие-то конкретные мелодии цепляют, а иные — нет. Вот, допустим, с огромным удовольствием слежу за творчеством Тимура Шаова, «Мельницы», «ДДТ», «Машины времени». Из зарубежных уважаю «The Beatles», «Queen», но не забываю и о современных исполнителях. Что же касается проникновенной бардовской традиции или стадионного рок-концерта, то на первых мероприятиях я бываю чаще, чем на вторых.
— Можно ли представить барда или рокера героями Ваших книг? Вообще, музыканта или поэта? Или сейчас не модно писать о «культурных» людях?
— В фантастической литературе образы музыкантов, театралов, поэтов за долгие годы слишком часто брали те или иные авторы. Вспомним роскошные произведения Терри Пратчетта, Алана Дина Фостера и других. Собственно, что-то новое на эту тему в выбранном мной жанре сказать сложно. Музыканты у меня, если и встречаются, то это исключительно второстепенные персонажи. Но на будущее зарекаться не буду…
— Важно ли для Вас, вообще, это понятие «мода»? В литературе? В жизни?
— Я бы слукавил, если бы сказал, что мне все равно. На самом деле, я за модой не слежу. Просто что-то, так или иначе, докатывается до меня. Ну и когда куча народу талдычит — ты должен посмотреть или послушать это, я обычно не спорю, и иногда находятся удивительные вещицы. Недавно именно так ко мне попал новый альбом Сюткина. Порадовал. На уровне лучших работ «Браво».
— Есть ли, по-Вашему, достойные писатели, которых знает широкий читатель? Кто это? Кто лично Вам интересен?
— Их много. Я люблю классику фантастики (братья Стругацкие, Гарри Гаррисон, Роберт Ханлайн) и приключений (Артур Конан Дойл, Герберт Уэллс, Карл Май). Из современной зарубежки с удовольствием читаю Умберто Эко и Нила Геймана, восхищаюсь «Темной башней» Стивена Кинга. Если говорить об отечественных авторах, то тут меня привлекают и отдельные произведения («Сердце Пармы» Алексея Иванова, «Дом, в котором…» Мариам Петросян, «Звезды — холодные игрушки» Сергея Лукьяненко), и циклы («Лабиринты Ехо» Макса Фрая, «Волкодав» Марии Семеновой, таларский «Сварог» Александра Бушкова). Есть и не столь известные книги, не оставившие меня равнодушным — повесть «Императорская охота» Александра Лидина, роман «Фредерик Рюйш и его дети» Сергея Арно, «Центр роста» Алексея Смирнова.
— Есть ли возможность зарабатывать на жизнь литературой? Или это все же разряд хобби?
— Возможность есть. Но я принципиально не хочу жить за счет гонораров. Да, у меня были периоды, когда мне приходилось выбирать этот путь, но я всегда стремился с него свернуть, оставить литературу в качестве хобби. Так как, если работать в необходимом издательствам темпе, стремительно падает качество текста. Лучше трудиться медленно, вдумчиво. А жить… можно за счет редактуры или чего-нибудь еще, что подвергнется… Почему нет?..
— В чем секрет «издаваемости» и «продаваемости» литературного произведения? Ведь не секрет, что пишут очень многие, а издаются за счет издательства — единицы…
— Все книги, написанные действительно хорошо, рано или поздно будут изданы за счет издательств или грантов. Да, исключения из правила бывают, но они редки. Обычно, если вещица долго не выходит, это значит, что, либо автор не хочет ее публиковать, либо получилось настолько плохо, что это никому, кроме автора, не нужно. Найти издателя для нормального текста сегодня не проблема, проблема — получить гонорар, но это отдельная тема…
— Могли бы Вы позволить себе публикацию — за собственные деньги? И есть ли в этом смысл, по-вашему?
— Когда ты что-то делаешь, ты должен понимать, зачем это нужно? Какой в этом смысл? Причин может быть великое множество: достижение опосредованных целей, тех, что не лежат на поверхности. Но я категорически против публикации дебютных произведений авторов за их счет. Это бесперспективно. Перед тем, как выступить в книжной форме, человек должен поработать в журналах и газетах, набраться опыта. И только тогда двигаться дальше. Но, если книга хорошая, не имеет никакого значения для читателей, за чей счет она сделана — будь то издатели, грант от правительства или же средства самого автора.
— Каким Вы видите Вашего читателя?
— Это очень хороший вопрос — каков мой читатель? Это человек, любящий фантастику во всех ее проявлениях, однако, не относящийся к ней излишне серьезно, умеющий смеяться, тот, кто воспитан не только на творчестве Александра Дюма или, к примеру, Эдмонда Гамильтона, но и на сериалах, таких, как «Друзья», «Как я встретил вашу маму», «Симпсоны», «Футурама», «Крутой учитель Онидзука». Моя проза для моих сверстников и тех, кто моложе меня. Но не только, тот же Андрей Дмитриевич Балабуха, классик отечественной литературы, очень тепло отзывался о моей книге «Самые сладкие грезы».
— Вы — член литературного клуба «Живой металл»?
— Если быть точным, я секретарь оного. На мой взгляд, у литературных клубов в нашей стране большое будущее. Представителей «НФ-возрождения», «Цветной волны», имперцев и всех остальных ждет много хорошего. Тут все просто: участники одного литературного клуба, хотят они того или нет, что-то сочиняя, цепляют друг друга, помогают двигаться дальше. Вот вышла у популярного автора Иара Эльтерруса новая книга, и это идет всем на пользу. Запустил очередную книжную серию писатель, редактор и переводчик Александр Лидин — и снова всем радость. Ответил я на вопросы того или иного портала — и всем хорошо…